Налогообложение имущества физических лиц политика государства и элементы обложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение имущества физических лиц политика государства и элементы обложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.

2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.

3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.

4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.

5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.

6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.

7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.

8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.

9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3

10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.

11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.

Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Самаре за 2018 год площадью 60 м². Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р.

Применим налоговый вычет, для этого необходимо рассчитать кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р.

Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р.

Ставка налогообложения для квартир в Самаре равна 0,1%

Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.

Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р.

Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.

Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р.

А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25. Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р.

Порядок предоставления налоговых льгот

Льготы предоставляются по заявлению в налоговую организацию, которую можно подать в любое время. Это можно сделать даже после расчета самого налога, в таком случае налоговая служба пересчитает его “задним числом”. Рекомендуется подавать соответствующее заявление заранее, до 1 апреля нового года. В данном случае льгота будет учитываться сразу.

ФНС сообщает о льготах:
Если вы владеете несколькими объектами одного вида, в заявлении необходимо указать, за какой из них вы хотите получить льготу. Менять объекты можно хоть каждый год, но важно это делать до 31 декабря оплачиваемого года.. Если не выбрать ни одного объекта — налоговая по умолчанию выберет объект с наибольшей стоимостью.

Пример: У пенсионера в собственности находится две квартиры: одна с кадастровой стоимостью 5 млн, другая — 1 млн. Поскольку первая квартира дороже, по умолчанию гражданин получит льготу за нее. Но при подаче заявления он может выбрать налоговые льготы для второй квартиры, но тогда за московскую придется платить. Выбор необходимо сделать до 31 декабря текущего года..

Если у данного гражданина имеется и частный дом, за него также можно получить льготы, так как по законодательству это другой тип недвижимости. Заявление на получение данной льготы он может подать когда угодно, но рекомендуется уложиться в срок до 1 апреля 2020 года.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством.

Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные.

Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ.

Читайте также:  Документы для приема на работу гражданина таджикистана

Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей.

Налоги и сборы в сфере недвижимости

Налог па недвижимость — это форма безвозмездного изъятия в бюджет части стоимости объекта недвижимости, находящегося в собственности физического или юридического лица.

Налогообложение недвижимого имущества, как и другого имущества и доходов в России, установлено на следующих общих принципах, изложенных в Налоговом кодексе РФ:

  • всеобщность. Каждое лицо должно платить законно установленные налоги и сборы;
  • равенство. Налоги и сборы не имеют дискриминационного характера исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
  • экономичность и конституционность. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации конституционных прав граждан;
  • единство. Налоги и сборы не нарушают единого экономического пространства РФ, не ограничивают свободное перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств;
  • системность и обязательность. При установлении налогов определяются все элементы налогообложения. Законодательство о налогах и сборах должно быть таким, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;
  • защищенность налогоплательщика. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Развитие налогообложения в России

Российская система налогообложения почти всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с изменениями в политическом устройстве страны и историческими вехами.

Финансовая система Древней Руси начала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну (дань). Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Так, в русской летописи «Повести временных лет» перечисляются народы «иже дань дают Руси». Со временем дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесел. Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил дым, определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.

Функции налогообложения, классификация налогов и сборов

При рассмотрении функций налогообложения на современном этапе развития государства можно выделить следующие основные: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Ее можно разбить на несколько подфункций: стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений.

Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов, например, через реализацию государством своей протекционистской экономической политики, через введение повышенных ставок налогов.

Можно выделить также воспроизводственную или экологическую подфункцию, которая предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и т. д.

Посредством контрольной функции налогообложения государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Поощрительная функция налогообложения представляет собой порядок налогообложения, который отражает признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героям Советского Союза, Героям России и др.). Данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов для реализации социальной политики государства.

Существуют различные способы классификации налогов, в основном их классифицируют по следующим признакам:

По способу взимания налогов, различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков, поэтому для последних размер налога точно известен. Среди прямых налогов выделяют: реальные прямые налоги, которыми облагается предполагаемый средний доход, получаемый от того или иного объекта налогообложения и личные прямые налоги, которые уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность. К ним относятся налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.

Косвенные налоги включаются в цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, производство и реализация которых сосредоточены в руках государства (таможенные пошлины).

Основное отличие между прямыми и косвенными налогами — по месту формирования источника выплаты налога. Если при прямом налогообложении источник формируется непосредственно у налогоплательщика, то при косвенном — источник налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в составе цены).

Другим критерием деления налогов на прямые и косвенные называют теоретическую возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает конечный потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Тяжесть косвенных налогов целиком перекладывается на конечного потребителя продукции, а юридически обозначенный налогоплательщик выступает в роли сборщика налогов.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.), налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество организаций и др.). Данная разновидность не случайно названа «налоги с предприятий и организаций», а не «налоги с юридических лиц». Это вызвано тем, что некоторые организации выступают плательщиками какого-либо налога, не являясь при этом юридическим лицом, в частности постоянные представительства иностранных организаций, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации или получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Смешанные налоги и сборы, которые уплачивают как физические лица, так и организации (госпошлина, транспортный налог, земельный налог и др.).

По органу, который устанавливает и конкретизирует налоги, действующие в Российской Федерации налоги можно разделить на три группы в зависимости от того, какой орган их вводит и имеет право изменять и конкретизировать: федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

По порядку введения налоги можно разделить на общеобязательные и факультативные. Общеобязательные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории независимо от бюджета, в который они поступают. При этом по некоторым из них конкретные налоговые ставки определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований. К общеобязательным относятся все федеральные налоги, а также налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог и др.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Читайте также:  Размеры пенсии по потере кормильца на ребенка в 2023 году

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

В случаях когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога перечисляется налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги либо через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления, либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается к каждому налогу. Причем порядок уплаты федеральных налогов устанавливается только НК РФ, региональных и местных налогов – соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Носителем налога является лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершении процессов переложения налога.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Сборщиком налогов считается государственный служащий (налоговый инспектор, работник таможенной службы), ответственный за сбор налогов.

В условиях мирового финансового кризиса Российская Федерация разрабатывает ряд мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики, в том числе, в области налогообложения.

Минфином Российской Федерации были разработаны основные направления налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период.

Данный документ позволяет участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2010 — 2012 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Налоговая политика, с одной стороны, направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).

Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций, введены налоговые льготы по налогу на добычу полезных ископаемых при добыче нефти, включая снижение его ставки.

Важные изменения ожидают также налог на имущество физических лиц. Основными направлениями налоговой политики на 2009 — 2011 годы, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 — 2010 годах» и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривается:

— разработка и принятие нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (2008 — 2012 годы);

— принятие федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», предусмотренного проектом № 445126-4;

— разработка нормативных правовых актов в целях реализации положений Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации» (2008 — 2009 годы);

— информационное наполнение кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений из Государственного земельного кадастра и данных БТИ (2008 — 2012 годы);

— определение эффективной налоговой ставки и налоговых льгот для исчисления местного налога на недвижимость и подготовка проекта поправок Правительства Российской Федерации к проекту Федерального закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (2010 год).

Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Для формирования государственного кадастра недвижимости был принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», вступивший в силу с 1 марта 2008 года, который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

При этом в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта Федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Кроме того, для введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости.

С включением в Кодекс главы, регулирующей налогообложение недвижимости, налог на недвижимость может быть введен в тех субъектах Российской Федерации, где проведен кадастровый учет объектов недвижимости и утверждены результаты кадастровой оценки объектов недвижимости.

На данный момент единый налог на недвижимость еще не введен в действие. Прежде всего, это связано с некоторыми проблемами, возникающими при его реализации. Во-первых, внедрить единый налог на недвижимость можно только с помощью прямого принуждения, поскольку налогоплательщики не заинтересованы в увеличении налоговой нагрузки. Кроме того, возможно массовое оспаривание в судах оценок рыночной цены каждого объекта, которое займет не один месяц.

Читайте также:  Возражение на протокол об административном правонарушении коронавирус

Во-вторых, этот налог предполагается рассчитывать не с инвентаризационной стоимости, как прежде, а с рыночной стоимости недвижимости, которая существенно выше инвентаризационной, что приведет к увеличению уплачиваемой суммы и недовольству граждан с невысоким достатком.

Альтернативные направления совершенствования системы налогообложения доходов физических лиц

Ни одна из проблем трансформируемой в рыночную экономику России не является столь сложной и запутанной, как проблема налоговых отношений. Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных уровнях, затрагивает экономические интересы всех налогоплательщиков, зависит от социально — экономических целей, которые ставит перед собой общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйственных субъектов.

Налоговая система является важнейшим, активным элементом рыночной экономики. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность, она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе. Для этого должны быть правильно выбраны цели, определены имеющиеся средства и ресурсы, и обеспечено эффективное их использование. Оптимальная система налогообложения — это благоприятный инвестиционный и социальный климат в стране, направление инвестиций в реальный сектор экономики, рост и устойчивость экономики и благосостояния населения.

Реформирование экономики невозможно без реформирования налогообложения физических лиц. Одним из важных направлений налоговых преобразований является реформирование налога на доходы физических лиц.

Принятие второй части Налогового кодекса РФ, и введение ее в действие с 1 января 2001 года ознаменовало новый этап в развитии подоходного налогообложения в России.

За время функционирования налоговой системы налоговое законодательство корректировалось много раз, но положение с поступлением налогов в бюджетную систему существенно не улучшилось. Сегодня необходимо в первую очередь решать задачи, направленные на преодоление кризиса неплатежей и, как следствие этого, повышение доходов граждан, принятие соответствующих мер по пресечению уклонения от уплаты налогов.

Для того чтобы сделать наиболее точные и правильные предложения по совершенствованию налогового законодательства в отношении налога на доходы физических лиц, необходимо обратиться к практике других стран. Практически все современные системы налогообложения развитых стран используют подоходный налог. Он является основным, а в некоторых из них — преобладающим источником доходов государственного бюджета, на его долю приходится от 40% до 70% всех налоговых поступлений в бюджет. В России в период с 1991 год по 2008 год на долю подоходного налога приходилось около 5% -13 %. В ряде стран, особенно в США, существует высокая культура налогообложения, обязательность налогоплательщиков, ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, что было бы неплохо учесть в налоговом законодательстве России.

Вообще, характерная особенность американской налоговой системы -в стопроцентном охвате налогоплательщиков декларациями о доходах. Избежать представления налоговой декларации практически невозможно. В качестве общего правила налогом облагается, как и в России, совокупный доход налогоплательщика независимо от источников его формирования. Во всех странах облагаемый налогом доход меньше совокупного дохода, но это уменьшение достигается разными способами: — системой льгот (необлагаемый минимум, скидки на детей); — системой вычетов, в том числе единых для всех налогоплательщиков и дифференцированных по группам их в зависимости от семейного положения, наличия иждивенцев. В большинстве стран действует система прогрессивного налогообложения, а в некоторых (Швеция, Япония) действует принцип: «сверхдоходы облагаются сверхналогами». Однако в последние годы появляется тенденция снижения высоких ставок налогообложения, особенно максимальных. В таблице 34 представлены максимальные ставки после снижения в различных странах. В России разрыв между группой лиц с наименьшими доходами и с наивысшими доходами колеблется 1 к 25 и более, в то время как разрыва в ставках налогообложения нет. Тем самым основной груз налогового бремени приходится на малообеспеченные слои населения, доля которых в общей массе налогоплательщиков растёт. В Германии, как и в других европейских странах, действует принцип: равные доходы, независимо от их источников, облагаются равными налогами. В Германии прослеживается четкость работы налоговых служб и их доброжелательное отношение к налогоплательщику, если он добросовестно стремится правильно исчислять и платить налоги. Что же касается высокой доли налогов с физических лиц в доходах государственного бюджета, то для России такая тенденция сейчас была бы преждевременной. Нельзя не учитывать, что средняя заработная плата в развитых странах на много выше, чем в России, а необлагаемый минимум дохода больше средней заработной платы в России. В настоящее время необходимо разработать меры по повышению эффективности системы налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации. Сегодня многие ученые и специалисты работают в этом направлении. Поэтому целесообразно было бы рассмотреть предложенные проекты и разработать свои методические и практические рекомендации, направленные на формирование системы налогообложения доходов физических лиц. Один из вариантов реформирования налога на доходы физических лиц предусматривает следующие новации: — снижение налогового бремени на доходы деятелей культуры и искусства (увеличение нормативов затрат примерно в 1,5 — 2,0 раза); — введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Предложения в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц основаны на том подходе, что реальная инфляция в сфере потребительского рынка, отмена натуральных льгот нуждающимся категориям граждан, изменения в сфере жилищного законодательства и рост реальных расходов населения на оплату жилья и коммунальных услуг требуют постановки вопроса о более справедливом распределении бремени подоходного налогообложения.

Общее понятие налогов, взимаемых с физических лиц

Налоги, которые взимаются правительством с населения, осуществляют функции, свойственные общим налогам. Ко всему прочему, они индивидуально связывают гражданина и государство или гражданина и органы местного управления, выражают его индивидуальную причастность к делам государства и территориального образования, создают ощущение активно действующего члена общества по отношению к данным делам, предоставляют основание для контроля за ними и ответственности правительства и органов местного управления перед плательщиками налогов. Конечно, в данном аспекте рассматриваются отношения и с организациями, но именно с гражданами они проявляются особенно четко за счет прямой связи с ними.

В соответствии с законодательством России система налогов с физ. лиц включает следующие виды налогов:

  • подоходный налог или налог на доходы физических лиц;
  • налог на имущество;
  • налог на имущество, переходящее в порядке наследования/дарения.

Кроме перечисленных налогов, физ. лица также уплачивают целевые и общие с юр. лицами налоги:

  • земельный налог;
  • налог с собственников ТС и иные платежи, которые зачисляются в дорожные фонды;
  • единый налог на вмененный доход для конкретных типов деятельности;
  • местные налоги, которые устанавливаются решением органов местного управления (налог на рекламу, иные налоги).
  • Фискальная — формируют государственный бюджет
  • Регулирующая – путём изменения налогообложения решаются важные государственные задачи (например, повышение налогов приводит к повышению пенсий)
  • Стимулирующая – стимулирует развитие НТР, приток денежных ресурсов в базовые отрасли экономки (например, предприниматель совершенствует производство с целью получения большей прибыли; а если увеличивается прибыль- то растут и налоги)
  • Распределительная – перераспределение денежных средств, собранных в госбюджет, между теми или иными группами населения (повышение пенсий, например).

По уровню взимания

  • Федеральные — поступают в федеральный госбюджет
  • налог на прибыль
  • налог на добавленную стоимость
  • акцизы – налог на товары, которые не являются товарами первой необходимости, но пользуются повышенным спросом: алкоголь, сигареты, топливо, автомобили. На эти товары значительно выше цена, чем их себестоимость, поэтому и налоги платятся за них большие.
  • доходы от капитала
  • подоходный налог ( он единый – 13 %)
  • взносы в социальные внебюджетные фонды ( см. тему № 21 «Госбюджет»)
  • госпошлина
  • лесной налог
  • водный налог и др.
  • Региональные налоги – поступают в бюджеты субъектов Федерации:
  • налог на имущество организаций
  • дорожный налог
  • транспортный налог
  • налог с продаж и др.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность выплачивать налоги.

Права налогоплательщика

  • получать информацию о налогах и сборах и сроках их выплат
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований
  • представлять свои интересы в налоговых правоотношениях
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
  • требовать соблюдения налоговой тайны и др.

Обязанности налогоплательщика

  • уплачивать законно установленные налоги
  • предоставлять в налоговые органы декларацию о доходах
  • предоставлять налоговым органам бухгалтерскую отчётность в случаях, предусмотренных законом
  • В течение 4-х лет хранить бухгалтерскую отчётность и др.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *