Когда переодевать резину на зимнюю в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда переодевать резину на зимнюю в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Определить, когда менять летнюю резину на зимнюю, непросто. Ждать до декабря порой рискованно, особенно если выдалась холодная осень. Традиционно крайним сроком считается 15 ноября, но в нынешних климатических условиях трудно понять, пришла зима окончательно или только «прощупывает почву». Эксперты рекомендуют исходить из дневной температуры. Если в течение 5–7 дней она не поднимается выше 7 °C, шины лучше поменять. В таких условиях они теряют свои свойства, и проблемы могут возникать даже на сухом асфальте.

Когда лучше переходить на зимнюю резину?

Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:

  • при какой температуре переобуваться,
  • с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
  • наличие наледи на дорожном покрытии.

Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.

Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:

  • те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
  • те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.

«Закон» о смене резины

Важный нюанс! Техрегламент Таможенного союза – это международный документ. Пункт 5.5, регулирующий сезонность резины, дает странам, входящим в Союз, возможность самостоятельно изменять установленные сроки в соответствии со своими климатическими условиями. Федеральное правительство России же в свою очередь передает эти полномочия в руки органов власти своих субъектов, так как из-за географического положения и размеров страны даже внутри ее границ климатические условия значительно различаются.

Из-за этого примечания в России и зародился слух о существовании некоего закона о смене автомобильных покрышек. Действительно региональные органы власти могут продлевать запреты на использование ошипованной или летней резины, если это обусловлено климатическими особенностями региона. Но ни один закон не устанавливает сроки, в течение которых все автомобилисты должны сменить тип резины.

Чтобы узнать о наличии изменений в сроках ограничения использования определенных типов покрышек, нужно зайти на региональный сайт ГИБДД и проверить наличие объявлений в блоке новостей. Если там нужной информации не будет, то можно направить электронное обращение или просто позвонить по номеру регионального подразделения Госавтоинспекции.

Когда лучше переходить на зимнюю резину?

Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:

  • при какой температуре переобуваться,
  • с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
  • наличие наледи на дорожном покрытии.

Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.

Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:

  • те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
  • те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.

Когда переобувать машину на зиму

Специалисты по дорожной безопасности считают, что «переобувать» автомобиль следует, когда среднесуточная температура воздуха будет примерно 7-8 градусов тепла. Даже в том случае, если утренняя температура плюсовая. Почему это так?

Ни для кого не секрет, что летние шины начинают терять свои сцепные свойства при температуре примерно 5 градусов тепла и ниже. Это объясняется составом резины, из которой изготавливают шины.

Летняя резина при низких температурах «дубеет», и ее ходовые характеристики ухудшаются. Если простыми словами, то с понижением температуры окружающей среды она начинает хуже цепляться за дорожное покрытие, и с какого-то момента просто скользит.

На температуру окружающей среды влияют многие факторы, и трудно предположить когда именно придет настоящее похолодание. Разумеется, есть службы прогноза погоды, но они, обычно, всегда ставят перед фактом. К тому же, все знают, как эти службы умеют ошибаться.

Читайте также:  Путевые листы автобуса необщего пользования 2023 изменения

Ну и самое важное. Чтобы сменить шины, или переставить колеса, нужно время. А его не всегда бывает с запасом, тем более, если вы это делаете не самостоятельно.

Когда ставить зимнюю и летнюю резину по закону?

Конкретного срока, в течение которого нужно произвести замену покрышек, в законе не предусмотрено, однако он устанавливает запрет на использование определенного типа резины в некоторые месяцы:


  • с июня по август запрещено ездить на ошипованных шинах;
  • с декабря по февраль запрещено ездить без зимних шин.

Исходя из этих двух простых правил можно сделать довольно объемные выводы:


  1. На неошипованной зимней резине, например, фрикционной (шины-липучки), можно ездить круглый год – закон этого не запрещает.
  2. Использовать зимой покрышки с шипами противоскольжения не обязательно. Вместо них можно поставить любую другую зимнюю резину. К зимним относятся покрышки, на которых есть маркировка «М+S», «M&S», «M S» или значок с схематичным изображением снежинки внутри горы с тремя вершинами.
  3. Всесезонную резину можно использовать круглый год, только если на ней нет шипов, но есть зимняя маркировка.
  4. В весенние и осенние месяцы водитель может использовать резину любого типа по своему усмотрению.

Месяц Летние Шипованные Нешипованные зимние
Декабрь-февраль Запрещается Разрешается Разрешается
Март-май Разрешается Разрешается Разрешается
Июнь-август Разрешается Запрещается Разрешается
Сентябрь-ноябрь Разрешается Разрешается Разрешается

Закон о зимней резине в Белгородской области

Штрафуют ли за летнюю резину зимой? Рассказы о больших штрафах за отсутствие зимней шины оказались сильно преувеличенными. Пока что максимум, грозящий автолюбителю за лысую покрышку – 500 рублей.

Повод для беспокойства – проект закона, внесенный в госдуму в январе 2013 года. Вадим Тюльпанов – член совета Федерации предложил ввести штраф на 5 тысяч рублей, если с 1 декабря по 1 марта на автомобиль не установят зимнюю резину.

В пояснительной записке сенатор отмечал, что отдельные районы страны могут установить свои сроки смены сезонной резины. Законопроект до сих пор не приняли, поэтому он не имеет юридической силы.

При этом штраф, в десять раз меньший, можно получить, если использовать в декабре, январе, феврале автомобили, на все колеса которых не установлены шины с маркировкой M+S, трех пиков горы, со снежинкой внутри, когда протектор стерт ниже 4 мм. Это правило распространяется на рисунок протектора всесезонных шин.

Различия отдельных типов шин

Прежде чем ответить на вопрос о сроках замены отработавших шин на новые покрышки, детальнее познакомимся с различными вариантами автомобильных шин. На рынке представлен широкий ассортимент моделей от разных производителей. Все варианты можно условно разделить на 3 основные категории:

  • зимние шины;
  • летние шины;
  • всесезонные.

Шины из первой группы еще подразделяются на шипованные и фрикционные (так называемые «липучки»).
Все шины отличаются по своим эксплуатационным свойствам, так как имеют различный рисунок протектора, особый состав резиновой смеси, соответствующий характеру эксплуатации. Например, зимой важно, чтобы автомобиль сохранял высокую проходимость по глубокому снегу, мог свободно проезжать по снежной каше и грязи, эффективно тормозил на льду и так же быстро разгонялся. В связи с этим шины, используемые в холодное время года, оснащаются следующими характеристиками:

  • крупные блоки и глубокий протектор;
  • большое число разнонаправленных ламелей в рисунке;
  • использование компаунда, сохраняющего эластичность при низких температурах.

Требования к летней резине в 2023 году

Требования к летним шинам на 2023 год приведены в Приложении 8, раздел 5 Технического регламента ТС 018/2011.

  • Транспортные средства должны быть оснащены шинами, рекомендованными производителем.
  • Размер шин должен соответствовать размеру колесного диска.
  • По категории скорости и индексу нагрузки шины должны соответствовать максимальным скоростям и допустимым весам на шину, указанным в технической папке (например, шина 82H указывает, что она может быть установлена на транспортное средство с максимальной скоростью. 210 км/ч без нагрузки, превышающей 475 кг); и
  • глубина протектора летних шин должна превышать 1,6 мм (для легковых автомобилей, грузовиков до 3, 500 кг, буксировщиков до 3, 500 кг), 2 мм для автобусов, 0,8 мм для легковых автомобилей и 1 мм для всех остальных (1 мм для грузовиков и прицепов свыше 3, 500 кг); и
  • отсутствие повреждений на шине (отверстий любого вида, диффузных и интерпретированных надрезов), обнажающих корд или трещины в каркасе, боковинах и герметизирующем слое.

Замена зимней резины на летнюю для грузовиков

Совсем недавно владельцы грузовых автомобилей должны были заменять свои шины при тех же условиях, что и владельцы легковых автомобилей, мотоциклов, автобусов и т.д..

Это означает, что если зимой у вас стоят неэтилированные шины, у вас есть время до 31 мая (или раньше), чтобы заменить их на летние. А если у вас липучки, то вы можете продолжать ездить круглый год, вообще не заменяя их.

Однако с 11 ноября 2018 года вступила в силу поправка к техническому регламенту ТР ТС 018/2011, позволяющая владельцам всех категорий транспортных средств, кроме М1 и N1, ездить зимой на любых шинах.

  • В любое время года …
  • ‘Липучка’,.
  • Лето,.
  • Зима.
Читайте также:  Вологодская область ветеранские выплаты 2023 г когда будут выплаты в январе

Владельцы грузовиков категорий N2 (от 3500 до 12000 кг) и N3 (свыше 12000 кг) могут ездить круглый год без необходимости переобуваться, просто купив летние шины. Однако владельцам автомобилей категории N1 (грузовики до 3500 кг) необходимо установить зимние шины, специально разработанные для грязных или обледенелых дорожных покрытий.

Это означает, что если у владельца грузовика установлены шипованные шины, их необходимо снять до 31 мая. Езда летом с такими шинами запрещена. Нешипованные шины можно заменить 1 сентября; владельцы шин N1, N2 и N3 могут ездить на всех остальных шинах без ограничений в июне, июле и августе.

Штрафы за несоответствие

По состоянию на 2021 год до сих пор не предусмотрены финансовые санкции для водителей, нарушивших пункт 5.5 Технического регламента. Таким образом, выполнение требований — ответственность каждого участника движения. Нежелание выполнять их не приведет к каким-либо неприятным последствия. В действующем КоАП отсутствуют ссылки на международные договоренности, действующие в странах СНГ. Единственная санкция, которая может быть предусмотрена — штраф в размере 500 рублей. Кроме этого, водителю могут выписать предупреждение за нарушение условий эксплуатации авто в соответствии с ПДД, частью первой статьи 12.5 действующего Административного кодекса. Но с перечисленными юридическими документами дорога в суд будет закрытой. Дело в том, что никакой регламент не предусматривает обязательную необходимость «переобуваться». По этой причине правила сезонности носят исключительно рекомендательный характер.

Что будет за несоблюдение требований?

Согласно пункт 1 статьи 12.5 КоАП РФ, нельзя использовать транспортное средство, если имеются неисправности или присутствуют условия, при которых запрещено эксплуатировать машину. Под этот пункт попадает и использование резины, не соответствующей сезону.

Если гражданин своевременно не произвел замену покрышек, в его отношении может быть применено предупреждение. Если человек не исправил сложившуюся ситуацию, при повторной остановке на него может быть наложен штраф в размере 500 руб. Аналогичное правило действует и в случае, если водитель ездит на лысых покрышках. Однако наказание применяется не за использование летней резины во время зимнего периода, а за несоответствие глубины протектора установленным требованиям.

В положениях 12 главы КоАП РФ ссылки на нормы, закрепленные в техническом Регламенте таможенного союза, отсутствуют. Это значит, что оштрафовать водителя за езду на покрышках, не соответствующих сезону, нельзя. Однако подобное может рассматриваться, как неисправность. В этой ситуации и вступает в силу статья 12.5 КоАП РФ.

Сегодня разработка закона о зимней резине продолжается. Так, комитет Госдумы предложил повысить величину штрафа за использование покрышек, не соответствующих сезону, до 2.000 руб. Однако на сегодняшний день законопроект еще не принят.

Шутка ли, но наказания за нарушение пункта 5.5 Техрегламента по состоянию на 2022 год нет, равно как нет ни штрафов, ни лишения прав, ни иных видов наказаний за любые несоответствия этому нормативному акту. Действующий КоАП просто не предусматривает таковых.

Единственный штраф в размере 500 рублей или даже предупреждение может быть выписан за нарушения условий эксплуатации автомобилей по ПДД по части 1 статьи 12.5 Административного кодекса. Но не следует путать 2 этих нормативных документа – обязанность переобуваться не прописана нигде, а ездить на шипах летом – в регламенте, в Правилах ни слова о сезонности использования резины не было и нет.

Вы можете сами проверить действующую редакцию всех штрафов ГИБДД поиском, и вы не найдёте здесь ни единой санкции, которая бы применялась за нарушения в области регламента, равно как и ГОСТов, действующих на территории России.

Экспертное мнение

Юрий Панченко

Автоинструктор, правозащитник, автор книг. Стаж 10 лет.

Технический регламент таможенного союза О безопасности колесных транспортных средств содержит все требования ко всем автомобилям, которые выпускаются и эксплуатируются на дорогах РФ.

К сожалению, с момента его принятия соответствующие поправки в ПДД не приняты. Получилась правовая коллизия: с одной стороны, неисправности, при которых запрещена эксплуатация, приведены в Основных положениях по допуску к эксплуатации, и этим списком годами никто не занимается. С другой стороны, аналогичный, но более полный список содержится в техническом регламенте.

При какой среднесуточной температуре пора менять резину

Если поставить зимнюю резину слишком рано, она будет быстро изнашиваться, поэтому торопиться не стоит. Но если не успеть до первого снега, вы рискуете попасть в аварию, а кроме того, при похолодании во всех шиномонтажах будут очереди, похожие на те, которые выстраиваются перед магазинами Apple в день старта продаж нового iPhone.

Чтобы подгадать с заменой покрышек, следите за среднесуточной температурой. Как только она установится на уровне 5-7̊C, можно ехать в шиномонтаж. Однако это не значит, что, когда вы увидите на градуснике 5̊C, сразу нужно «переобуваться». Речь о средней температуре: утром она может опускаться до нуля, а в полдень подниматься до десяти градусов. Дайте пять-семь дней, чтобы погода устоялась, убедитесь, что это не временное похолодание, и меняйте резину.

В зависимости от региона время «икс» может наступить раньше или позже. Не ориентируйтесь на формальные даты, учитывайте особенности климата в вашей полосе. Но помните: даже если вы живете в южных широтах, ездить на летней резине после середины ноября – неразумно. Может показаться, что зима выдалась необыкновенно теплая, но это впечатление обманчивое. Велик риск, что похолодание произойдет внезапно. Сегодня вы ездите по сухому асфальту, а завтра улицы завалит снегом.

Читайте также:  Социально средовая реабилитация или абилитация что это такое

Когда менять шины на зимние по закону?

В нормативных требованиях, также есть пунктик на счет когда менять резину по правилам. Об этом мы можем прочитать в “Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств”. В частности в пункте 5.5 написано следующее:

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.

По закону, летние шины необходимо сменить на зимние до 1 декабря 2023 года.

Как часто проверять состояние автомобильных шин?

Состояние шин является одним из важнейших параметров безопасности езды. Существующие на рынке шины бывают летние, зимние и всесезонные. Каждая из них предназначена для определенных сезонов года и имеет свои особенности эксплуатации. Оптимальный период проверки состояния шин – раз в месяц. В этот период важно рассмотреть все имеющиеся на шинах дефекты и неправильности.

Если использовать летнюю резину, то ее можно ставить на автомобиль с начала весны и до конца осени. Если используется всесезонная резина, то ее можно использовать в течение всего года. Тем не менее, необходимо понимать, что неправильная эксплуатация шин может привести к штрафам за езду на неправильных покрышках.

Замена резины отличается для каждой из сезонных шин. Если летняя резина установлена на автомобиль в начале лета, то ее можно использовать до конца сезона. Не стоит забывать, что для грузовиков сезоны меняются раньше – до конца недели после окончания сезона.

Если летняя резина уже непригодна для использования, то ее нужно заменить на зимнюю в конце лета или начале осени. Если резина всесезонная, то ее можно устанавливать до конца года, но при этом нужно помнить, что в зимний период ее эксплуатация нежелательна.

Когда ставить запасную шину? Запасные шины уже должны быть предусмотрены для каждой установленной на автомобиль шины. Использовать их можно в случае повреждения установленных шин. В этом случае необходима своевременная замена поврежденных шин.

Когда менять летнюю резину на зимнюю

Научный руководитель Гидрометцентра Вильфанд рекомендует менять резину тогда, когда среднесуточная температура опускается ниже нуля. По словам синоптика, это происходит, когда максимальная дневная температура не превышает пяти градусов Цельсия и держится на такой отметке не менее 5–7 дней. При такой погоде ночные температуры стабильно уходят в минус.

Однако шинники и автоэксперты рекомендуют ориентироваться на отметку 7 градусов Цельсия без привязки к ночным заморозкам. Дело не только в возможности образования гололеда, но и в свойствах резины. Ниже этой температуры летняя резина теряет эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, выше начинается усиленный износ более мягкой зимней резины.

Именно поэтому ждать стабильных заморозков не стоит: во-первых, ночью и утром велики риски появления гололеда и снега, а во-вторых, сейчас в мастерских пока еще нет длинных очередей.

Автомобильный эксперт Сергей Бургазлиев при оценке наиболее подходящего времени для переобувки на зимнюю резину предупредил: важно учитывать множество факторов: регион, тип транспортного средства, формат эксплуатации, работа коммунальных служб в населенном пункте и многое другое.

«Cменить резину стоит до заморозков. Если ночная температура в регионе ниже нулевого значения – хороший ориентир для смены резины. При выборе зимних шин я бы остановился на шипах. Воздействие шипов на дорожное покрытие намного меньше, чем принято считать. Важно понимать, что это вопрос безопасности водителей, что не может идти ни в какое сравнение с тем, насколько сильно шипы портят дорожное покрытые», ― считает Бургазлиев.

Когда нужно менять зимнюю на летнюю резину — нормативы

Прежде всего ориентируйтесь на ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”. Пункт 5.5 допускает “ношение” летнего комплекта с марта по ноябрь, если нет других распоряжений от органов местной власти. Последнее примечание связано с разнообразием погодных условий на огромной территории РФ. В центральной полосе России негласно днем перехода на “лето” считается 15 марта, но это очень условно. Обязательно нужно дождаться среднесуточной температуры +15 градусов Цельсия.

Сотрудники ГИБДД имеют право привлечь водителя к ответственности, если не соблюдаются законные требования. Регулярно вносятся и принимаются дополнительные поправки, поэтому опытные автовладельцы рекомендуют регулярно мониторить актуальные данные (в том числе по штрафам).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *