Заключение договора с филиалом иностранного юридического лица

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заключение договора с филиалом иностранного юридического лица». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Учредителями ООО в РФ могут быть как российские, так и иностранные граждане и организации. Но для нерезидентов России есть ограничения по видам деятельности, и пакет регистрационных документов больше. Размер госпошлины, срок регистрации и процедура подачи документов одинаковы.

2. Какую деятельность могут вести филиал и представительство иностранной компании?

Иностранные компании могут вести деятельность на территории России в форме представительств, в форме филиалов и в форме российской компании с иностранным капиталом.

Деятельность иностранного представительства на территории РФ предполагает, что иностранная компания открывает некое маркетинговое подразделение, которое занимается продвижением продукции или услуг иностранной компании, осуществляя некоммерческую деятельности, направленную на изучение рынка, разработку системы ценообразования, прогнозирование продаж, эффективное взаимодействие с клиентами и поддержку связи с ними. Представительство не заключает самостоятельно контракты, а ищет клиентов и передает информацию о них головному иностранному офису, который, в свою очередь, заключает контракты и исполняет их.

Открытие филиала позволяет осуществлять продажу работ и услуг в России от имени обособленного подразделения иностранной компании, т.е. заключать контракты и исполнять их, получая прибыль в России. Деятельность филиала значительно шире, чем представительства.

В силу несовершенства законодательства мы не рекомендуем использовать форму филиала при ведении торговой деятельности и получения товаров для продажи от головной компании. Сложности возникают на этапе ввоза товара и признания себестоимости товара в расходах: возможны налоговые претензии и споры.

Филиал иностранной компании, зарегистрированный в РФ, является частью этой иностранной компании — обособленным подразделением. Товар, который приходит от головного офиса не считается приобретенным филиалом товаром. Эта операция внутреннего перемещения внутри юридического лица. Это перемещение не является реализацией/приобретением, товар двигался с одного склада юридического лица на другой, и, право собственности на него как принадлежало иностранному юридическому лицу, так и осталось принадлежать, только поменялся ответственный сотрудник/лицо за сохранность товара. Из этого следует вопросы о выборе таможенной процедуры ввоза товара, уплате таможенного НДС и принятии его к вычету. Также считаем, что филиал находится в зоне риска в части признания расходов, т.к. фактически расходы по приобретению товара неслись головной компанией. Данный вопрос должен регулироваться глобальной учетной политикой иностранной компании, из которой будет явно следовать какие расходы и в какой стране учитываются.

В ситуациях ведения торговой деятельности иностранной компанией на территории РФ мы рекомендуем нашим клиентам работать по схеме учреждения иностранной компанией на территории РФ российского юридического лица.

Прием на работу иностранных граждан в 2021 — 2022 годах (нюансы)

Прием на работу иностранных граждан в 2021 — 2022 годах имеет ряд нюансов, несоблюдение которых может привести к штрафу.

Как правильно принять иностранца? Какие документы нужны для оформления договора с иностранным работником? В каких случаях нужно уведомлять миграционную службу? Каковы особенности оформления высококвалифицированных специалистов? Мы подготовили для вас удобную таблицу-шпаргалку, которая подскажет порядок действий в каждом конкретном случае.

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
  • временно проживающий:
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
  • постоянно проживающий:
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.

Отдельная категория иностранцев — высококвалифицированные специалисты, чья работа в России будет оплачиваться в размере:

  • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
  • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

В Путеводителе по кадровым вопросам эксперты КонсультантПлюс детально разъяснили правила приема иностранных граждан на работу. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

c) Привлечение иностранных сотрудников

Общие правила осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в России установлены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, в соответствии с которым работодатель имеет право нанимать иностранных работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность в России, только если у него имеется разрешение на работу.

Статья 13 указанного закона предусматривает исключение для работы сотрудников аккредитованных в Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации: сотрудники представительств в пределах численности, согласованной при аккредитации указанных представительств, не обязаны получать разрешение на работу. Тем не менее, необходимо отметить, что у России на момент подготовки настоящего обзора нет соглашений, устанавливающих указанный принцип взаимности, с большинством государств, в том числе с Германией и Австрией. Поэтому, как правило, для иностранных сотрудников аккредитованных представительств необходимо оформление разрешений на работу в России в общем порядке.

Разрешение на работу может оформляться двумя основными путями: обыкновенное разрешение на работу и разрешение на работу для высококвалифицированных специалистов (далее – «ВКС»). Основная разница заключается в следующем:

  • разрешение на работу для ВКС оформляется на срок до трех лет, а обычное разрешение на работу — на один год;
  • для оформления разрешения на работу для ВКС работодателю не нужно получать разрешение на привлечение иностранных работников и не требуется осуществлять поиск кандидатов на вакантную должность среди российских граждан, что обязательно при оформлении обычного разрешения на работу;
  • на ВКС не распространяются квоты на привлечение иностранных сотрудников;
  • ВКС освобождены от обязанности подтверждать владение русским языком, а также знания истории и основ законодательства России;
  • законодательством установлены требования к размеру заработной платы ВКС. Он должен быть не менее 167 000 рублей в месяц для большинства ВКС;
  • срок выдачи разрешения на работу для ВКС составляет 14 рабочих дней, а для обычного разрешения на работу – около 3-4 месяцев.

Филиалы и представительства иностранных юридических лиц могут действовать на территории РФ со дня их аккредитации и прекращают свою деятельность в случае лишения их аккредитации.

Аккредитация представительства предоставляется на 1, 2 или 3 года и, при необходимости, может быть продлена. Аккредитация филиала предоставляется на 1, 2, 3 года или 5 лет и, при необходимости, может быть продлена. Аккредитация представительства, филиала, как правило, оформляется в течение 18 рабочих дней с момента представления полного комплекта документов. Услуги государственной регистрационной палаты по выдаче свидетельства об аккредитации платные. Их стоимость зависит от срока аккредитации:

Читайте также:  Выплаты при сокращении госслужащего в 2023 году

представительство филиал

на срок 1 год 30 000 руб. 15 000 руб.

на срок 2 года 60 000 руб. 30 000 руб.

на срок 3 года 75 000 руб. 45 000 руб.

на срок 5 лет 60 000 руб.

Кроме того, за аккредитацию филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина — 120 000 рублей за каждый филиал.
При необходимости, срок оформления разрешения может быть сокращен до 5 рабочих дней. В этом случае ГРП уплачивается дополнительный сбор 15 000 руб.
После аккредитации филиалов и представительств иностранных компаний изготавливается печать; осуществляется постановка на учет в налоговых органах, государственном комитете по статистике и внебюджетных фондах.

Стоимость и сроки процедуры оформления иностранного представительства в РФ

За аккредитацию каждого филиала, открытого в России, головной офис зарубежной организации должен будет уплатить государственную пошлину, размер которой составляет 120 тыс. рублей при любом сроке аккредитации. За аккредитацию представительства пошлина не взимается.

Сроки рассмотрения документов составят:

  • 18 рабочих дней в Государственной регистрационной палате;
  • 5-10 рабочих дней в Торгово-промышленной палате.

Доплата Государственной регистрационной палате за срочность (готовность свидетельства в течение 5 дней) составляет 15 тыс. рублей, Торгово-промышленная палата срочных процедур не проводит.

Кроме того, услуги Государственной регистрационной палаты по оформлению свидетельства о прохождении аккредитации филиала или представительства иностранной компании являются платными, размер оплаты меняется в зависимости от срока аккредитации:

Стоимость выдачи свидетельства об аккредитации (тыс. руб.)

Сборы для Государственной регистрационной палаты
Время действия аккредитации (лет) Филиал Представительство
1 20 35
2 35 65
3 50 80
5 75
Сборы для Торгово-промышленной палаты
1 около 90 (1500$)
2 около 150 (2500$)
3 около 210 (3500$)

Налоговые органы России осуществляют постановку на учет иностранной фирмы в качестве налогоплательщика в течение 5 рабочих дней.

Процесс получения разрешений на привлечение иностранной рабочей силы филиалом иностранной компании может занять 3-12 недель. Сроки зависят от типа разрешения на работу.

Деятельность обособленных подразделений иностранных компаний в России

В целом и деятельность иностранной компании на территории РФ, и работа отечественных организаций регулируется одними и теми же нормативно-правовыми актами, т. е. они вправе:

  • осуществлять хозяйственную деятельность;
  • заключать сделки;
  • регистрировать товарные знаки;
  • открывать и при необходимости закрывать банковские счета (как в иностранных, так и в российских банковских учреждениях).

На вопрос, может ли представительство иностранной компании заключать договоры с предприятиями в России, ответ также будет положительным.

В отношении деятельности зарубежных фирм и их подразделений на территории РФ действуют также некоторые ограничения:

  • не разрешается приобретать на правах владения земли приграничных территорий;
  • нельзя покупать сельскохозяйственные угодья;
  • им недоступна охранная деятельность;
  • доля участия в организациях авиаиндустрии и страхования не может превышать 49 %.

Зарубежная организация может заниматься в России бизнесом как через постоянное представительство/филиал, так и без него. Во втором варианте идет речь о российском контрагенте или ИП-резиденте, с которым целесообразно будет заключить договор на эксклюзивное представительство с иностранной компанией.

Самостоятельно принимать решения по осуществлению хозяйственной деятельности фирмы он не сможет, но зачастую о создании на территории РФ представительства иностранная организация начинает думать лишь для того, чтобы расширить клиентскую базу или провести рекламную акцию, а для данных целей заключения контракта с дистрибьютором будет достаточно.

Филиалы и представительства иностранной компании

Согласно Российскому законодательству иностранные юридические лица и иностранные физические лица могут осуществлять ведение бизнеса в РФ в различных формах.

Иностранное юридическое лицо может открыть свое представительство или филиал, которые в соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются самостоятельными юридическими лицами, то есть не являются самостоятельной стороной в договоре, не приобретают имущественные и личные неимущественные права, не могут быть истцом и ответчиком в суде.

Следует иметь ввиду, что в отличие от филиала, представительство не осуществляет производственно-хозяйственной деятельности. Иностранные граждане и иностранные юридические лица могут также выступать в качестве инвесторов как в российских коммерческих (т.е. в хозяйственных обществах, товариществах, производственных кооперативах), так и в некоммерческих организациях.

Мы проконсультируем Вас, какими правовыми актами регулируется предпринимательская деятельность в Москве, какие нюансы необходимо учитывать при ведении бизнеса.

ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. не раскрывает понятие представительство иностранной организации. Определение понятия представительство раскрывается в ГК РФ. Данное определение применимо и к представительствам иностранной организации на основании ч.1 ст. 2 ГК РФ. В данной статье сказано, что «правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием… иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом». Иное ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г. не предусмотрено. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч.2 ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 09.07.1999 г.).

Соответственно, учитывая положения ГК РФ, мы можем сказать, что представительством иностранной организации является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту (ч.1 ст. 2; ч.1 ст. 55 ГК РФ). Следовательно, деятельность филиала, как указано выше, шире, чем деятельность представительства. Представительство выполняет только функции представления и защиты интересов головной организации.

Что касается процедуры аккредитации представительства, то она соответствует процедуре аккредитации филиала – по перечню документов, предоставляемых для государственной аккредитации, размеру государственной пошлины, перечню документов, выдаваемых по завершении процедуры аккредитации.

Сведения о представительствах иностранных организаций содержаться не в ЕГРЮЛ, а в Государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц. Поэтому, чтобы проверить иностранного контрагента, нужно получить выписку из Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Кроме того, можно запросить учредительные документы у иностранного контрагента, выписку из торгового реестра ее страны – документы должны быть переведены на русский язык и легализованы.

Обоснование

Из рекомендацииРомана Масаладжиу, кандидата юридических наук, ведущего эксперта ЮСС «Система Юрист», Виталия Дианова, кандидата юридических наук, старшего юриста Goltsblat BLP, Даниила Дугинова, советника Администрации Президента РФ, магистра частного права, LL.M

Какие документы нужно запросить у контрагента, чтобы исключить юридические риски

Документы, которые нужно запросить у контрагента – юридического лица

Учредительные документы. В зависимости от вида юридического лица это могут быть устав и (или) учредительный договор.

Необходимо проверить, чтобы учредительные документы были представлены полностью. Не имеет смысла запрашивать выписки из учредительных документов, первые и последние страницы устава и т. п. В этом случае не удастся выяснить всю необходимую информацию.

Учредительные документы нужно запрашивать у контрагента в последней, то есть действующей редакции.

Определить, последняя ли версия уставных документов была представлена контрагентом, можно по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

При возникновении сомнений относительно достоверности представленных документов можно истребовать у контрагента все предыдущие редакции учредительных документов.

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (свидетельство ОГРН), а также все листы записи ЕГРЮЛ и свидетельства о регистрации изменений учредительных документов и о регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Читайте также:  Документы на загранпаспорт Украина 2023 для жителей ДНР

Тут особое внимание нужно обратить на то, чтобы наименование организации, указанное в учредительных документах, совпадало с наименованием организации в свидетельстве ОГРН.

Если юридическое лицо меняло наименование, то в этом случае наименование организации, указанное в учредительных документах, может не совпадать с наименованием организации в свидетельстве ОГРН.

Дело в том, что при изменении наименования новое свидетельство о государственной регистрации юридического лица не выдается.

Однако изменение наименования организации обязательно должно быть отражено в листе записи ЕГРЮЛ или в свидетельстве о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (свидетельство ИНН). Наименование организации, указанное в учредительных документах, должно совпадать с наименованием организации в свидетельстве ИНН.

Документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать договор.

Если договор будет подписывать генеральный директор (руководитель юридического лица), то контрагент должен представить либо решение о назначении генерального директора, либо протокол об избрании генерального директора коллегиальным органом юридического лица. Для подтверждения полномочий руководителя организации на момент подписания договора нужно также затребовать от контрагента и выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.

При проверке полномочий руководителя юридического лица необходимо обратить внимание на его полномочия, закрепленные в уставе организации. Например, его полномочия по совершению гражданско-правовых сделок могут быть ограничены определенной суммой. В результате сделки, совершенные с нарушением такого ограничения, могут быть признаны недействительными (ст. 174 ГК РФ).

Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Сведения, содержащиеся в реестре, могут постоянно меняться. Поэтому нужно запрашивать выписку, выданную как можно позднее к дате передачи этой выписки контрагентом.

Также можно разработать единые правила по проверке документов от контрагента и указать в них, что выписка должна быть представлена контрагентом, например, не позднее 10 дней до даты подписания договора.

Если контрагент заявляет, что ему трудно настолько оперативно получить выписку, нужно иметь в виду: чем более ранней датой представлена выписка, тем выше будут риски при заключении договора с этим контрагентом. В любом случае не рекомендуется принимать от контрагентов выписки, выданные позднее одного месяца до предполагаемой даты подписания договора.

Лицензия на осуществление деятельности по договору, если эта деятельность подлежит лицензированию.

Правоустанавливающие документы в отношении имущества, которое передается по договору в собственность или во временное владение и пользование.

Проверка имущества, которое будет являться предметом сделки, состоит из двух этапов:

  • осмотр имущества;
  • проверка правоустанавливающих документов.

Ни одним из данных этапов не стоит пренебрегать перед заключением договора с контрагентом.

При проверке правоустанавливающих документов прежде всего нужно выяснить, кому принадлежит данное имущество.

При возникновении сомнений в достоверности подписи руководителя организации-контрагента можно запросить также копию банковской карточки с образцом подписи директора, заверенную нотариально или банком, осуществляющим расчетно-кассовое обслуживание контрагента.

Когда филиал может самостоятельно заключать договоры

Важно! Филиалы компании полностью или частично выполняют функции компании, а значит могут заключать сделки с разными партнерами. Но возможно это только если они выступают как представители компании.

Выделяют некоторые условия, при соблюдении которых филиал вправе самостоятельно заключать договора:

  1. У руководителя должна быть доверенность на совершение определенных видов сделок.
  2. В уставе компании, либо иными внутренними документами компании, должна предусматриваться возможность заключения сделок. Это связано с тем, что деятельность организации регламентируется уставом (иными локальными документами), а значит в них должна содержаться возможность заключения соглашения руководителем филиала.

Только в том случае, если будут соблюдаться все указанные выше условия, заключенные руководителем подразделения договоры будут иметь юридическую силу.

Заключение договоров между филиалами одной компании

Части одной организации не представляют собой субъекты гражданско-правовых отношений и это следует учитывать при осуществлении хозяйственных отношений между филиалами одной компании. От собственного имени они не вправе заключать соглашения и нести ответственность за выполнение условия положения. Даже в том случае, если руководитель филиала подписывает соглашение, это означает, что его подписание происходит от головной компании, а значит головная компании берет на себя обязанности по заключенному документу.

Допустим, что сторонами соглашения являются руководители подразделений одной компании. Это бы означало, что подписывается документ от лица одной и той же организации. И два подразделения одной компании собираются осуществлять между собой какое-либо хозяйственной взаимодействие (например, перемещение ТМЦ, передачу документов, обмен информацией). Но для этого будет достаточным, чтобы были организованы выполнение необходимых работы и внутреннего документооборота.

Работодатель – иностранная компания: какие особенности важно учесть

Ограничений на трудоустройство российских граждан в филиалы и представительства иностранных компаний нет (ст. 11 ТК РФ). Исключение составляют государственные служащие и другие категории граждан, которым запрещено работать в иностранных организациях без предварительного письменного разрешения работодателя 4. Например, служащим федеральной фельдъегерской связи запрещается заниматься преподавательской, научной и иной творческой деятельностью, если она финансируется исключительно за счет средств иностранных организаций, если иное не предусмотрено международным договором 5. Головная организация – юридическое лицо, создавшее филиал либо представительство, аккредитованные на территории России, несущее непосредственную имущественную ответственность по принятым в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).

Особое внимание необходимо обратить и на тот факт, что при трудоустройстве иностранных работников в представительство иностранной компании на территории РФ их число будет ограничено уже на этапе аккредитации представительства (до 5 человек). Увеличение численности иностранных работников возможно только в рамках отдельного дополнительного запроса со стороны компании 6. Любое привлечение к работе иностранного гражданина без оформленных надлежащим образом разрешительных документов будет признано нарушением действующего миграционного законодательства. Тогда могут привлечь к административной ответственности как работника, так и работодателя. Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, поэтому не могут быть работодателями 2. Следовательно, работодателем для сотрудника филиала или представительства будет непосредственно иностранная компания. Глава обособленного структурного подразделения выступает от имени работодателя на основании доверенности.

Поэтому стороной трудового договора от лица работодателя будет выступать именно головная организация, а подписывать его может руководитель представительства или филиала, причем данное полномочие должно быть отдельно оговорено в его доверенности. Внести запись о приеме на работу в филиал (представительство) иностранной компании нужно следующим образом. В графе 3 раздела «Сведения о работе трудовой книжки пишите наименование головной организации (иностранной компании).

В самой записи о приеме на работу уточните, что работник принят в филиал этой организации, аккредитованный в России, и укажите его наименование и местонахождение (см. образец ниже).

Особенности налогового учета представительств иностранных организаций

Специально для Клерк.Ру

В соответствии с положениями Налогового кодекса, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы (ст.19 НК РФ).

Особенности исчисления налога на прибыль иностранными организациями:

  • осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории РФ (в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство),
  • получающими доход из источников в РФ (не связанными с деятельностью через постоянное представительство),

регламентированы положениями статей 306 — 309 Налогового кодекса.
При этом, в соответствии с положениями ст.7 Налогового кодекса, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Действующие международные договора, заключенные РФ во избежание двойного налогообложения можно найти на сайте, так же перечень договоров приведен в Письме Минфина от 23.03.2011г. №03-08-05.

Читайте также:  Документы на развод 2023 с детьми

При осуществлении деятельности на территории РФ, иностранная организация должна встать на учет в ФНС в соответствии с п.1 ст.83 Налогового кодекса.

Особенности постановки на учет иностранных организаций установлены Приказом Минфина РФ от 21.10.2010 №129н «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах физических лиц — иностранных граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями».

Если предпринимательская деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к возникновению постоянного представительства, то определение доходов такого постоянного представительства, подлежащих налогообложению в РФ, производится с учетом (п.9 ст.307 НК РФ):

  • выполняемых в РФ функций,
  • используемых активов,
  • принимаемых экономических (коммерческих) рисков.

В данной статье будут рассмотрены особенности налогового учета иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянное представительство на территории РФ.
ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Под постоянным представительством иностранной организации в РФ для целей налога на прибыль, в соответствии с п.2 ст.306 Налогового кодекса, понимается:

  • филиал,
  • представительство,
  • отделение,
  • бюро,
  • контора,
  • агентство,
  • любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее — отделение),

через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с:

  • пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства).

Так же, в соответствии с п.9 ст.306 НК РФ, иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае:

  • если эта организация осуществляет поставки с территории РФ принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем,
  • если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п.2 ст.306 НК РФ, через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Правовое положение иностранных юридических лиц в России

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность (правосубъектность) которых определяется по иностранному праву.

Понятие «иностранные юридические лица» дается в ряде российских законов, содержащих различные критерии отнесения юридических лиц к числу иностранных. Среди них Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., в котором к иностранным юридическим лицам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства. Как видно из определения, для квалификации юридического лица как иностранного достаточно выполнения одного условия — создание юридического лица по законодательству иностранного государства.

Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который используется при регулировании валютных правоотношений. Термином «нерезиденты» оперирует Федеральный закон 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». К нерезидентам согласно статье 1 названного Закона относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации. В данном случае для определения национальности юридического лица появляется второй критерий — местонахождение юридического лица.

Таким образом, анализ правовой базы Российской Федерации показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.

Впервые в российском законодательстве появилась коллизионная норма, посвященная иностранным организациям, не являющимся юридическими лицами по иностранному праву. Это связано с тем, что участниками гражданских правоотношений вообще и гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, в частности, могут быть не только физические и юридические лица, но и организации, не являющиеся юридическими лицами. В каждом государстве перечень таких организаций определяется по-своему. К примеру, в Российской Федерации к организациям такого рода относятся общественные объединения, религиозные группы. В других странах ими могут быть организации определенных организационно-правовых форм (например, в Великобритании — полные товарищества), которые в Российской Федерации относятся к юридическим лицам. В статье 1203 ГК РФ содержится норма о том, что личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Если применимым будет российское право, то к деятельности такой организации будут применяться нормы гражданского законодательства России, регулирующие деятельность юридических лиц. Вот только законодатель не определил, по каким критериям ту или иную иностранную организацию следует «внедрять» в определенную организационно-правовую форму российских юридических лиц. Это решение будет вырабатываться посредством судебных и арбитражных прецедентов.

В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Получается, что в целом все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам. При этом никакого официального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения (что предусматривается для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранные юридические лица открывать на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.

Представительства иностранных юридических лиц открываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может открываться представительство — не более трех лет. Деятельность представительств иностранных кредитных учреждений регулируется специальным Положением о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных учреждений, утвержденным в 1997 г. Центральным банком России. Разрешение на открытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Банком России сроком тоже на три года.

Рассматривая вопрос о представительствах, нельзя обойти вниманием тот факт, что в Федеральном законе 1999 г.

«Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» отсутствуют нормы, регламентирующие создание и ликвидацию представительств: в данном Законе предусмотрено создание только филиалов иностранного юридического лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *