Альтернативные формы брака и семьи в Казахстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Альтернативные формы брака и семьи в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен подобный брак. Это брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. «Временный» муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей «временной» жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) «временный» муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.

Трансформация семьи от традиционных форм в современные возникает в результате трансформации людей, преимущественно женщин. Изменения, происходящие в экономической, психологической роли женщин в семье и в обществе приводят к изменению общественных и семейных отношений. Рисунок 10 демонстрирует распределение ответов женщин на вопрос об основном источнике помощи при возникновении проблем и трудностей.

Рис. 10 Источник помощи для женщин по брачному состоянию женщин

Женщины столицы, находящиеся в браке в основном обращаются к мужу/партнеру, никогда не состоявшие в браке жительницы столицы предпочитают решить проблемы с помощью друзей, родителей и родственников. Примечательно, что женщины, находящиеся в гражданском браке также изъявляют желание самостоятельно решать свои проблемы и не обращаться к партнеру. Данная ситуация говорит о наличии определенной роли эмансипации незамужних женщин (никогда не состоявших в браке, живущих в гражданском браке, вдовых и разведенных).

Рис. 12 — Мнения о важности семьи по брачному состоянию респондентов

Для большинства женщин, никогда не состоявших в браке при определении приоритетов наиболее важным является работа. Тогда как женатые и замужние респонденты отдают предпочтение семье или семье и работе в равной степени. Для респондентов, состоящих в гражданском браке, а также разведенных приоритетными являются семья и работа в равной степени.

Рис. 13 Отношение к процессу воспитания детей

На вопрос о распределении ролей в семье, а именно о том кому они отдают предпочтение в воспитании детей интересно, что ответы муж и детские воспитательные учреждения свойственны только для респондентов, состоящих в браке. Свободные мужчины и женщины столицы отдают предпочтение няням и гувернанткам при воспитании детей. Респонденты, живущие в гражданском браке решили положиться на жен/матерей в воспитании детей. Примечательно, что вдовые и разведенные респонденты считают, что воспитывать детей должны оба родителя.

Рис. 16 — Религиозные убеждения респондентов

Известно, что на сохранение традиционных форм и видов семей и семейных отношений влияют также религиозные убеждения населения. Наибольшее количество считающих себя религиозными среди респондентов, живущих в гражданском браке (незарегистрированном). Тогда как среди респондентов, не состоящих в браке, вдовых, разведенных больше всего сомневающихся по религиозным убеждениям (варианты ответов: скорее да, скорее нет). Количество же убежденных атеистов среди населения Астаны минимально.

Рис. 19 — Мнения респондентов о семье

Большинство респондентов, никогда не состоявших в браке и живущих в браке склонны утверждать, что в понятие семьи помимо мужа, жены, детей входят также родители обоих супругов и остальные родственники. Большинство же лиц, живущих в гражданском браке, ограничивают понятие семьи до мужа и жены, либо мужа, жены и детей. Большинство вдовых и разведенных считают, что семья — это аморфное понятие, куда входят все родственники.

Эксперты подсчитали количество межэтнических браков в Казахстане

  • Административное право
  • Астана и президент
  • Биографии и люди
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Военная кафедра
  • География Казахстана
  • Государство и право
  • Гражданское право
  • Другие темы
  • История Казахстана
  • Культура РК
  • Налоги и налогообложение
  • Политика и политология
  • Русский язык
  • Социология
  • Уголовное право
  • Философия
  • Экология
  • Экономика
  • Бизнес
  • Биология
  • География
  • Денсаулық
  • Жеке тұлғалар өмірбаяны
  • Заң
  • Әдебиеттану
  • Информатика
  • Қазақ әдет-ғұрпы
  • Қазақ тілі
  • Қазақстан Республикасы
  • Қазақстан тарихы
  • Менеджмент
  • Мәдениеттану
  • Отан соғысы
  • Педагогика
  • Психология
  • Социология
  • Тарихи тұлғалар
  • Физика
  • Философия
  • Химия
  • Экология
  • Экономика
  • все категории..

Сезонный брак или временной брак (ограниченная временем семья)

Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».

В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен подобный брак. Это брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. «Временный» муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей «временной» жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) «временный» муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.

Гомосексуальные браки

Браки между лицами одного пола. Ярые противники однополых браков утверждают, что в соответствии с религиозными нормами и нормами морали, в брак могут вступать только мужчина и женщина. Исходя из этого, требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право вступать в брак являются абсурдными. Несмотря на то, что однополые браки в России официально не признаются, они триумфально шагают по планете. Перечень стран, в которых однополые браки узаконены на общенациональном уровне, с каждым годом расширяется. Однополые браки уже разрешены в Аргентине, Бельгии, Исландии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции, ЮАР. В современном Иране, Афганистане, Саудовской Аравии, Йемене, Сомали, Судане, Нигерии и Мавритании однополые браки являются преступлением и караются смертной казнью.

Таб. 1 — Расчет репрезентативности выборочной совокупности

Генеральная совокупность

Возраст

Мужчины

Женщины

Всего

Мужчины

Женщины

Всего

15-29

113191

122745

235936

48,0

52,0

100,0

30-39

72492

73045

145537

49,8

50,2

100,0

40-49

47308

51060

98368

48,1

51,9

100,0

50-59

31263

37114

68377

45,7

54,3

100,0

60+

19142

31394

50536

37,9

62,1

100,0

Всего

283396

315358

598754

47,3

52,7

100,0

Выборочная совокупность

Возраст

Мужчины

Женщины

Всего

Мужчины

Женщины

Всего

15-29

132

144

276

48,0

52,0

100,0

30-39

85

85

170

49,8

50,2

100,0

40-49

55

60

115

48,1

51,9

100,0

50-59

37

43

80

45,7

54,3

100,0

60+

22

37

59

37,9

62,1

100,0

Всего

331

369

700

47,3

52,7

100,0

Читайте также:  Включаются ли в 2023 в расчет по страховым взносам суммы пособия на погребение выплаченные супругу умершего работника

Фаза формирования семьи, отношение респондентов к браку является очень важным для анализа процесса трансформации семьи и семейных отношений.

Рис. 21 Планы на будущую семейную жизнь по нынешнему брачному состоянию

Свободные респонденты, необремененные брачными узами планируют прожить в одном браке всю жизнь, около 20% видят свое будущее в браке, в том числе и повторном, около 12% предпочитают жить с партнером без заключения брака. Большинство респондентов, состоящих в браке, планируют прожить в этом браке всю свою жизнь. Менее 15% замужних и женатых респондентов могут пойти и на повторный брак. Респонденты, состоящие в гражданском браке, тем не менее, считают, что готовы прожить в этом браке всю жизнь. Около 40% вдовых и разведенных собираются жить без постоянного партнера, остальная часть готова изменить свое гражданское состояние и вступить в повторный брак или воссоединиться с прежними супругами.

Рис. 22 Отношение к браку

Мнение о том, что брак — это устаревший институт разделяют около 10% незамужних и неженатых респондентов и менее 5% респондентов, состоящих в браке. Сомневающихся респондентов гораздо больше среди никогда не состоявших в браке и находящихся в браке. С данным утверждением не согласились большинство респондентов, состоящих в браке, абсолютное большинство респондентов, живущих в гражданском браке, разведенные и вдовые.

Рис. 23 Отношение к добрачным сексуальным отношениям

Наличие добрачного сексуального опыта является нормальным для одной трети респондентов, живущих в гражданском браке, более 20% респондентов, никогда не состоявших в браке, разведенных и вдовых. Добрачные сексуальные отношения принимают с оговорками (если настоящие чувства, при планах заключить брак) 40% респондентов никогда не состоявших в браке, чуть менее 20% респондентов, состоящих в браке и 20% вдовых и разведенных. Категорично отрицают добрачные сексуальные отношения большинство респондентов, живущих в гражданском браке (скорее всего не зарегистрировавшие брак по религиозным убеждениям), и состоящих в браке.

Рис. 24 — Беременность до заключения брака

Беременность до заключения брака является одним из факторов для дальнейшего заключения брака. Около 25 % разведенных респондентов были сами либо их супруги беременны до заключения брака. Данный фактор является также и весомым для последующего распада семьи. Наличие беременности подталкивает к созданию союза, но является по своей сути случайностью, желание построить семью не является осознанным выбором.

Рис. 26Значение национальности партнера при заключении брака

Абсолютное большинство населения столицы, принадлежащее к другим национальностям, а также более половины казахов считают, что национальность супруга имеет большое значение. Для 70 % русских национальность партнера/супруга/супруги не имеет значения, доля же казахов с таким мнением составляет 25%.

Рис. 27-Роль традиций в семье

Большинство респондентов, никогда не состоявших в браке считает, что сохранение традиций в семье не является важным. При этом большинство респондентов, состоящих в браке, считают, что сохранение традиций в семье является очень важным и скорее важным.

Рис. 28-Отношение к многоженству

К вопросу о семейных отношениях в Казахстане

Ольга Колесникова родилась в поселке Жыланды Алакольского района Алматинской области. В 5-летнем возрасте девочка лишилась мамы, а в 13 лет потеряла отца. Судьба испытывала её с детства, но так и не сломила. Она росла активным, целеустремлённым, разносторонним ребёнком.

«Помню, с подругой решили пойти на уроки арабского языка. Меня это очень сильно увлекло. Позже начал появляться интерес к Корану. Постепенно пришла к тому, что была готова принять ислам. Я сделала осознанный выбор, приняла взвешенное решение. А затем сменила имя на Айшу», – вспоминает девушка.

В нескольких сотнях километров в полноценной семье, окружённый теплом и заботой, рос Сарсен. Тогда будущие супруги о существовании друг друга даже и не подозревали. Случайное стечение обстоятельств, а может, случайности всё-таки неслучайны? Но в 2009 году, возвращаясь из Алматы, где Айша участвовала в конкурсе чтецов Корана на арабском языке, она познакомилась с женщиной – как позже оказалось, своей будущей свекровью.

«В автобусе мы разговорились, а в Талдыкоргане решили выпить вместе чаю. Позже разъехались, каждый в своем направлении, но связь не прерывалась. Мы созванивались, общались. Через некоторое время Гульнара Жумабековна, будущая свекровь, пригласила в гости, я приняла приглашение. Встреча была удивительной. Вся семья собралась, все очень тепло меня приветствовали. Помню, как тогда на душе мне стало тепло, все были словно родные и давно знакомые мне люди», – делится Айша.

В этот визит и произошла судьбоносная встреча с будущим супругом Сарсеном. Но тогда девушка, которая воспитывалась большей частью в мечети, на юношу внимания не обратила. Общение началось позже, прогулки по парку, свидания, а затем и предложение руки и сердца. Всё как положено: красивый букет цветов, кольцо и нежное признание в любви, взаимной. Айша сказала уверенное «да».

«Мы вместе уже 10 лет. У нас прекрасная дочка красавица. Доча гордится, что у нас интернациональная семья. Она учится в школе, в классе с казахским языком обучения. Я, кстати, тоже окончила казахоязычную школу. Хочу сказать, что мне очень повезло. Мои родные не делят людей на национальности, религии. Всегда относятся с уважением», – рассказывает она.

В семье соблюдаются многие казахские традиции и религиозные праздники, такие как тұсау кесер, бесік той, Ораза, ифтар, асар, 40 дней ребёнку. Девушка признаётся, что считает себя больше казашкой, и соблюдать традиции казахского народа ей даже в радость. С удовольствием Байбурины отмечают праздники и представителей иных этносов и конфессий.

«Думаю, для казахстанцев это уже привычно, когда русские отмечают казахские праздники, и наоборот. Это говорит о нашем единстве, об уважении всех этносов друг к другу. В этом наша уникальность, в этом наша сила. Признаюсь, я иногда забываю, что я русская. Я люблю свою родину, мой Казахстан, и мой добрый народ, открывший своё сердце всем. Я вижу в этом немалую роль и Ассамблеи народа Казахстана, которая не только объединяет все этносы страны, но и играет важную роль в политической жизни страны», – добавила Айша Колесникова.

Артур Надиуллин, татарин с еврейскими корнями, работает журналистом в одном из алматинских СМИ. Его супругу зовут Анна Григоренко, она украинка с белорусскими корнями, домохозяйка. (имена героев изменены по их просьбе. – Ред.)

«Мы с супругой вместе десять лет. Познакомились в одной соцсети, довольно случайно. Начали переписываться и через какое-то время поняли, что нравимся друг другу, совпадаем взглядами по многим вопросам и имеем много общих интересов. Примечательно, что наше первое свидание не могло состояться целых шесть раз – только на седьмой получилось встретиться и сразу же влюбиться друг в друга», – рассказывает Артур.

Он отмечает, что вообще не уделял внимания «хитросплетениям всех национальных кровей» как в родословной своей супруги, так и в своей собственной, так как не считает принадлежность к какому-либо этносу определяющим фактором в развитии личности человека и его выборе спутника жизни.

«Супруга тоже не зацикливалась в этом вопросе. А вот наши родственники имели по этому вопросу другое мнение. Благо, после более обстоятельного знакомства с ними и со стороны жены, и с моей стороны родня сменила свои весьма консервативные взгляды на более либеральные и толерантные», – вспоминает молодой человек.

Так как в семье Артура и Анны главенствуют либеральные взгляды и полиэтнические отношения, то и традиций, и праздников отмечается довольно много, но не все они, по его словам, обязательны и их празднование носит скорее «настроенческий» характер.

«Мы с радостью отмечаем всей семьей оба христианских Рождества, Наурыз, Пурим, Пасху… можем и Курбан Байрам отпраздновать, главное, чтоб с душой отдохнуть!» – говорит Артур.

Артур считает, что у него нет ярко выраженных национальных черт в менталитете (советское воспитание сказывается). «А вот с некоторыми предрассудками своей супруги, ранее увлекавшейся протестантизмом, мне приходилось мириться в первое время нашей совместной жизни», – делится он.

К примеру, супруга, будучи религиозной особой, не приветствовала публичное проявление чувств, выбирала особые блюда в кафе, иногда игнорировала рекомендации Артура в музыке, фильмах, книгах.

«Но со временем все точки соприкосновения и понимания были найдены. И мы помогли друг другу расширить взгляды и сознание друг друга. Хотя иногда масла в огонь подливали родственники, которые временами настаивали на соблюдении некоторых религиозных или национальных традиций, типа обряда совместного ужина в традиционной форме массового знакомства всех со всеми. Но и этот пункт мы с женой успешно преодолели, объяснив родне свои взгляды на жизнь и этнические отношения», – вспоминает Артур.

Читайте также:  Договор купли-продажи земельного участка между физическими лицами 2023 год

В их семье обсуждаются новости и происшествия, касающиеся этносов супругов: и украинский «раскол», и референдум в Крыму, и проходящие сейчас волнения в Беларуси.

У Артура и Анны есть семилетний сын. Он с радостью празднует множество праздников, знает несколько слов по-украински и по-татарски. «Но к каким-то конкретным национальным традициям и религиозным обычаям мы его не приучаем, пусть это будет его осознанный выбор в более сознательном возрасте», – считает Артур.

  • Новости
  • Политика
  • Экономика
  • Общество
  • Происшествия
  • Интервью
  • Мир

Гомосексуальные браки

Браки между лицами одного пола. Ярые противники однополых браков утверждают, что в соответствии с религиозными нормами и нормами морали, в брак могут вступать только мужчина и женщина. Исходя из этого, требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право вступать в брак являются абсурдными. Несмотря на то, что однополые браки в России официально не признаются, они триумфально шагают по планете. Перечень стран, в которых однополые браки узаконены на общенациональном уровне, с каждым годом расширяется. Однополые браки уже разрешены в Аргентине, Бельгии, Исландии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции, ЮАР. В современном Иране, Афганистане, Саудовской Аравии, Йемене, Сомали, Судане, Нигерии и Мавритании однополые браки являются преступлением и караются смертной казнью.

Казахская семья в XXI веке — какая она? — исследование

Кроме того, авторы подчеркнули, что

сам институт семьи сегодня трансформируется под влиянием целого ряда факторов —

от экономических условий до внешних обстоятельств. Мир меняется, и этот процесс не может не затронуть и нас.

Глобализация наступает: даже из мировых языков могут выжить не все

— В условиях глобализации семьи оказываются под действием инокультурных и даже контркультурных влияний, которые трансформирует самобытные, вытесняя их. Глобализация форматирует идентичность быстрее, чем традиционные институты: семья, система образования, религия, — утверждают авторы.

Если говорить об экономических факторах, макроэкономика развивается циклами, когда за подъемом всегда следуют кризисы, и семья напрямую зависит от этих циклов.

Мировой финансовый кризис не за горами: на это намекает американский госдолг

Кроме того, сейчас налицо ряд проблем в функционировании социальной сферы — занятость, медицина, образование и так далее. И они тоже отражаются на семье. В итоге, говорится в докладе, даже потребовались «специальные концептуальные подходы и программы» для социальной поддержки семей.

— Государство осуществляет социальную семейную и гендерную политику с целью сохранения устойчивости и стабильности. Сильными сторонами государственной социальной семейной и гендерной политики стали

разработка государственных программ вовлечения в занятость и временное трудоустройство,

реализация политики поддержки нуждающихся семей через доступ к адресной социальной помощи, изменение условий кредитования доступного жилья и др., — перечисляется в докладе.

Однако авторы полагают, что госорганы недостаточно изучили потребности общества. Одновременно и само население не всегда знает об имеющихся возможностях.

— В изучении тенденций роста протестной активности по мотивам неудовлетворенности социальной семейной и гендерной политикой необходим специальный анализ,

— говорится в докладе.

Таким образом, в семейной и демографической в целом сфере налицо как позитивные, так и негативные тенденции.

Позитив в первую очередь в том, что большинство сограждан признают ценность семьи и продолжения рода.

Суммарный коэффициент рождаемости — 2.73, что обеспечивает прибыль населения

— Достаточно высоким остается коэффициент брачности 7.34. Это говорит о стремлении казахстанцев к созданию семьи: основными мотивами, как видно из опроса, являются желание иметь семью, детей, испытывать чувство любви и проявлять заботу, — говорится в докладе.

Нейтральным трендом можно назвать постепенное увеличение среднего возраста вступления в брак. У женщин в 2018 году 25 лет, у мужчин — 27,6. Авторы считают, что молодежь желает сначала получить образование, найти работу и стать экономически независимыми. Кроме того,

у нынешнего поколения больше возможностей для самореализации, нежели у предыдущего

Еще одна характерная новая черта — формирование так называемой пост-семьи на основе договора между партнерами.

— В отличие от традиционной семьи с четким гендерным разделением труда между мужчиной и женщиной

этот тип объединяет партнеров, в равной степени ориентированных на самореализацию как в семье, так и в профессии,

— говорится в документе.

Как правило, такой тип семьи характерен для жителей крупных и/или индустриальных городов с этнически смешанным населением.

Вектор постепенного перехода к семье с равенством полов характерен для развитых стран. И именно в этом направлении движется Казахстан, подчеркивается в докладе.

Не дискриминируйте и любимы будете: равенство полов наступит через 200 лет

— Переход также отражает ситуацию в обществе, место женщин в структуре занятости, их вклад в экономику страны, — считают авторы.

В числе позитивных факторов они также упомянули разнообразные социальные выплаты и льготы в семейной сфере. Кроме того, реализуются социальные проекты разных направлений.

— Диапазон их осуществления большой: от просветительства и информирования населения до реабилитации и адаптации тех, кто получил негативный опыт семейной жизни. Поддерживаются практики деятельность социальных служб и кризисных центров, круглосуточных телефонов доверия и др, — пишут авторы.

Проведенное исследование выявило следующие характерные черты в обществе:

  • приверженность семье, как приоритетной ценности в жизни и воспитанию детей – как ее смыслу;
  • брачно-семейные отношения мотивированы психологическими чувствами (любовь, взаимное уважение, и так далее);
  • тенденция к среднедетности;
  • незначительная часть опрашиваемых не стремится обзаводиться детьми вообще;
  • тенденция к многодетной семье сохраняется во всех регионах с традиционными семейными ценностями и с преобладанием модели патриархатной семьи.

Как меняется институт семьи в Казахстане

Среди детей 1960-х годов доля тех, для кого сожительство служило альтернативой браку, была ничтожно мала (4% мужчин и 5% женщин). Это вполне сопоставимо с показателями старта наблюдений — поколения 1930-х годов (1% и 4%, соответственно) и, тем более, двух следующих за ним поколений (1940-1950-е годы).

Однако по «семидесятникам» данные уже совсем другие. Они вдвое превышают показатели «шестидесятников». Мужчин 1970-х годов рождения, для которых неофициальный союз был вполне самостоятельным институтом, насчитывалось уже 8%, а женщин – 9%. В поколениях 1980-х годов по сравнению с «шестидесятниками» доля женщин, для которых сожительство – замена браку, уже утроилась.

В целом же случаи сожительства как «теста» брака, несомненно, преобладают. Здесь фигурируют куда более значительные цифры: 29% для мужчин и 32% для женщин 1960-х годов рождения и 32% для мужчин и 37% для женщин 1970-х годов рождения. Для поколения 1980-х годов финальные обобщения матримониальной биографии делать еще рано, отсюда и значительно меньшие цифры – 11% для мужчин и 21% для женщин.

Нуклеарная и расширенная семья

На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.

Сезонный брак или временной брак (ограниченная временем семья)

Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».

Читайте также:  О порядке оформления справки о зарплате для назначения трудовой пенсии в 2023 году

В современном арабском мире (Иран, Алжир, Ливан) также распространен подобный брак. Это брак для удовольствия. Фактически он является замаскированной формой проституции. Он заключается на установленный срок (от одного часа до девяноста девяти лет) и представляет собой обоюдное соглашение, в котором оговариваются финансовые условия. Как всегда, обоснование находится в Коране (Сура о женщинах IV, 24). Шиитские толкователи Корана приписывают истоки этой традиции пророку Магомету, который установил ее для воинов, путешественников и скотоводов — кочевников. Хотя еще в середине VII века один из адептов ислама правоверный суннит халиф Омар I порицал этот обычай и квалифицировал ее как форму проституции.

В современном Иране заключение такого договора имеет строгую юридическую регламентацию и происходит без свидетелей. Иранский мужчина, даже при наличии четырех жен, имеет право вступать во временный брак неограниченное количество раз. В соответствии с правилами, его временная жена непременно должна быть незамужней, разведенной или вдовой. «Временный» муж с соответствии с договором не имеет никаких обязательств в отношении своей «временной» жены, кроме финансовых. В случае рождения ребенка (на практике использование контрацептивных средств молча допускается) «временный» муж обязан признать его своим законным наследником. Но в реальной жизни, как показывает практика, этого никогда не происходит.

И 25. Роль отца и матери в становлении половой идентичности у детей.

На развитие психологического пола человека влияет ожидание родителями ребёнка того или иного пола. Хотят они девочку или мальчика. Если пол ребёнка не соответствует ожиданиям родителей, родители могут сразу отвергать ребёнка эмоционально, как нежеланного.

1. Если мать ждала девочку, рождается мальчик. Она его одевает, как девочку, растит ему локоны, обращается с ним, как с девочкой.

У таких мальчиков развиваются женственные черты поведения, повадки, даже пластичны.

У них есть опасность быть вовлечённым в гомосексуальные отношения.

Такому мальчику, хрупкому и т.п., очень хочется дружить с сильными, брутальными. Иногда они начинают дружить с хулиганами. Тогда происходит идентификация с сильным типом. Женственный мальчик, стремясь обрести мужскую идентичность (чувствовать себя мужчиной), в младшем подростковом возрасте (11-12 лет) ищет дружбы у тех, кого называют хулиганами: смелых, грубых, независимых. Если это двоечники класса, они начинают плохо учиться, чтобы быть к ним ближе.

Эротическая дружба. Фрейд был гением, сексуальность включается туда, где её не ждут. Гомосексуалов мужчин больше, чем лесбиянок женщин.

2. Отец хотел мальчика, родилась девочка. Не всякий отец готов полюбить девочку, если ждал мальчика.

Девочка, чтобы приблизиться к отцу, развивает у себя мужские формы поведения. Она старается одеваться, как мальчик. Дружит с мальчишками-соседями, развивает у себя мужскую смелость, прыгает через забор.

Это бывает у девочек активных, достаточно энергитичными, рисковыми, эмоциональными.

Отцы постепенно приближают к себе таких девочек, ходят с ними на рыбалку, в походы, если строят, просят помогать, закрепляя тем самым маскулинность девочки. Между таким отцом и такой девочкой не бывает симбиотических отношений (чаще всего в симбиоз девочку втягивает в мать), он хочет дружить.

13 стр., 6430 слов

Альтернативные формы современного брака. Проблема устойчивости семьи и брака

  • Доминирование родовых интересов над общественными;
  • Экономические интересы се являются фактором заключения брака;
  • Семья состоит из нескольких поколений, живущих в одном месте;
  • Наличие большого количества детей для экономической выгоды;
  • Отсутствие возможности вмешательства в репродуктивные функции женщины (предупреждение или аборт);
  • Отсутствие мобильности поколения;
  • Собственность представлена коллективным владением со стороны мужчин;

В патриархальных семьях не берётся в учёт желания и предпочтений супругов, отношения выстраиваются согласно традициям и обычаям.

  • Поздние браки, объясняющиеся желанием самореализоваться.
  • Поздние браки влияют на количество детей в семье, в основном это малодетные и бездетные семьи. Это представлено результатом интересов супругов в иных плоскостях жизнедеятельности, нехватку времени на дополнительного ребёнка.
  • Учащение случаев сожительства, ведущих к уменьшению брачности.
  • Повышение случаев разводов, закреплённых в правах человека.
  • В связи с увеличившейся долей разводов – увеличивается процент неполных семей, где воспитанием ребёнка занят один супруг.
  • Лишение родительских прав и отказ женщин от детей приводят к сиротству, детям-беспризорникам.
  • Сиротство негативно влияет на институт семьи, представляясь кризисным явлением. Дети из неполных семей или сироты не могут построить отношения и завести собственную семью. Помимо этого, процент преступников составляют беспризорные и дети-сироты.
  • Отсутствие воспитания ребёнка со стороны отца, связанное с разводами, внебрачными отношениями. Дети перенимают материнскую линию поведения в семье. Происходит увеличение однополых браков.

Не зря говорят, что когда 76-летний физик-теоретик Стивен Хокинг покинул этот бренный мир — средний коэффициент интеллекта человечества заметно сократился. Тем не менее для многих почитателей он до сих пор служит источником вдохновения для работы над собой. Будучи широко известным популяризатором науки, великий ученый призывал и взрослых, и детей держать мозг в тонусе.

Забрала к себе жить маму. Навсегда. Ничего заранее не решая, просто одним днем, с одним пакетом. В пакете – колготки, тапочки с надписью «Лучшей бабушке на свете» (подарок моих детей), теплый халат с рубашкой и почему-то наволочка. Мама пакет собирала сама.

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) – совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие – увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» – сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью .
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной). Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *