Судебная практика по безработице

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по безработице». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с действующим законодательством к числу государственных гарантий социальной поддержки безработных относится выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Как оплатить Возврат пособия по безработице и др. пособия? Реквизиты, КБК

Реквизиты для оплаты (перевода) денег излишне выплаченного пособия выдадут в бухгалтерии Центра занятости населения (если пособие по безработице). Или в отделе опеки и попечительства. Или в той инстанции, которая требует возврата пособия.

Реквизиты также выдают вместе с Уведомлением / претензией о возврате незаконно полученного пособия.

КБК — не указывали.

831-1003-0470152900-313-262 — это вероятно КБК по УФК по Московской области

Но возможно в назначении платежа вас ЦЗН попросит прописать порядок цифр типа «831-1003-0470152900-313-262» (у вас могут быть другие цифры — уточняйте у бухгалтера).

Назначение платежа: 831-1003-0470152900-313-262 возврат пособия по безработице за ФИО. НДС не облагается.

Как выглядят Реквизиты Центра занятости для возврата пособия? Мне выдали такую бумагу и рассчитали сумму возврата (написали её ручкой).

На фоне кризисных процессов, происходящих в нашей стране, вызванных резкими политическими и последующими за ни-ми социально-экономическими и правовыми изменениями, все большую актуальность приобретает нестабильность рынка труда. В основном она характеризуется относительно высоким превышением предложения труда над спросом на него, и недостаточно высокой квалификацией потенциальных работников. Все эти факторы провоцируют рост безработных граждан, которые потеряли работу, и в силу незаинтересованности рынка труда в их профессиях или низкого уровня профессиональной подготовки не могут найти себе работу. Для решения данной проблемы государству необходимо совершенствовать механизмы защиты граждан, которые признаются безработными. С этой целью законодатель должен принимать и оптимизировать нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты граждан от безработицы.

Основными правовыми актами в сфере регулирования данной проблемы на территории Российской Федерации являются: Конституция РФ, как основной закон государства, закрепляющий основный права личности и гражданина, в том числе ст.37 закрепляет право на труд и свободное распоряжение своими способностями к труду и в том числе защиту от безработицы[4]. Помимо того, ст.15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что общепризнанные стандарты, нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Многие международные НПА закрепляют право на защиту от безработицы. Наиболее значимыми являются: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)[5], Международный пакт «Об экономических, социальных, культурных правах» (1966 г.)[6] и также многочисленные конвенции и декларации Международной организации труда. Данные акты закрепляют основные гарантии, права и компенсации, предоставляемые гражданам, признанным безработными.

Несмотря на то, что Российская Федерация ратифицировала большинство конвенций и деклараций МОТ, непосредственно регулирующих социальную защиту безработных, Конвенция No2 МОТ «О безработице» (1919 г.)[7] и Конвенция No168 «О содействии занятости и защиты от безработицы» (1988 г.) не были ратифицированы нижней палатой парламента РФ. В соответствии с последней, размер пособия по безработице в стране не может устанавливаться ниже прожиточного минимума, определенного государством[8].

К остальным документам, образующим нормативно-правовую базу РФ в сфере регулирования занятости, относят Трудовой кодекс РФ и Закон РФ No1032-1 «О занятости населения». Трудовой кодекс содержит в себе нормы, предусматривающие защиту от дискриминации при приеме граждан на работу, необоснованных увольнений, переводов и отказов при приеме на должность[9]. Закон «О занятости населения в РФ» определяет основные формы защиты граждан от безработицы, основной из которых является материальная поддержка безработных граждан – выплата пособия по безработице[10]. Государство в лице своих органов принимает на себя обязательства по обеспечению, реализации и защиты прав несовершеннолетних в области трудового права. Для этого государство должно создавать условия для реализации и защиты их прав, а также осуществлять контрольные функции за процессами, происходящими в обществе[11].

Поэтому для достижения реального обеспечения прав и свобод граждан необходимо, чтобы правовой режим стал действенным инструментом. А для этого необходимо со стороны государства создавать необходимые условия для обеспечения этих прав, а в случае их нарушения обеспечить восстановление[12].

Закон «О занятости населения РФ» устанавливает в гл. VI «Социальные гарантии и компенсации», ст.33–35, размер пособия по безработице, определяет условия его начисления, сокращения, прекращения. Данный закон не содержит непосредственно определения понятия «пособие по безработице», это является значительным упущением законодателя. По моему мнению, было бы целесообразно ввести в главу статью, определяющую сущность пособия по безработице, раскрывающую основные цели и задачи данной формы материальной поддержки.

Также имеет смысл пересмотр размера материальной поддержки, действующий закон устанавливает размер пособия по безработице исходя из процентного отношения к среднему заработку за последние 3 месяца работы, при этом рамки размера выплаты пособия уже с 2009г. продолжают сохраняться низкими – от 850 до 4900 рублей, в то время как прожиточный минимум в течение этого времени увеличивался в связи с инфляцией и падением уровня реальных доходов. В связи с этим необходимо пересмотреть правила определения размера пособия, возможно включить в параметры расчета коэффициенты стажа работника на предыдущих работах. Также необходимо значительно поднять границы возможного размера пособия по безработице, так как несмотря на предположительное повышение пособия по безработице в 2019 г., оно все еще не успевает за ростом прожиточного минимума, что лишает безработных граждан возможности комфортного поиска работы и повышения квалификации.

Читайте также:  Вступление в наследство по завещанию

В поддержку этих изменений также следует ратифицировать конвенции МОТ No2 и No168, в целях установления постоянного соответствия материальной поддержки безработных минимальному прожиточному минимуму, установленному государством. Вышеуказанные меры направлены на совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере выплаты пособия по безработице. Они являются необходимыми и актуальными, так как создадут возможность полноценного социального функционирования безработных граждан в обществе, позволят дать социально-экономические предпосылки для повышения квалификации потенциальных работников и обращения денежной массы в государстве. Приведение нормативно-правовых актов в соответствие с международными стандартами усилит социальную защищенность граждан, оставшихся без работы.

Понятие и основания назначения пособия по безработице

Пособие по безработице — периодическая (ежемесячная) денежная выплата с целью материальной поддержки безработных за счет средств, специально предназначенных на эти цели.

Право на получение пособия по безработице предоставляется гражданам, которые имеют официальный статус безработного. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя[13].

Порядок регистрации безработных граждан определен постановлением РФ. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривает, какие категории населения считаются занятыми, а следовательно, не могут быть признаны безработными и получать пособие по безработице.

Согласно ст. 3 Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, и готовые приступить к ней. Согласно п. 3 ст. 31 того же Закона, пособие по безработице начисляется службой занятости с первого дня признания граждан безработными на основании их заявления.

В соответствии со ст. 30 пособие выплачивается, если граждане в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца по последнему месту работы. При этом время, когда работник получал пособие по беременности иродам, не работал в связи с простоем по вине работодателя, не имел возможности выполнять свою работу в связи с забастовкой, исключается. Размер пособия устанавливается в первом (12-месячном) периоде выплаты: первые три месяца—в размере 75% их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы; в следующие четыре месяца—в размере 60%; в дальнейшем—в размере 45%. При этом сумма не может быть выше максимальной и ниже минимальной величины пособия по безработице (п. 1 ст. 33 Закона о занятости).

Во втором (12-месячном) периоде выплаты—пособие выплачивается в минимальном размере, увеличенной на размер районного коэффициента. Пособие по безработице начисляется: в первом (6—месячном) периоде выплаты—в размере минимальной величины пособия по безработице; во втором (6—месячном) периоде—в размере минимальной величины пособия по безработице. Пособие не может выплачиваться более 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев. Законом предусмотрена и минимальная, и максимальная величина пособия, которая ежегодно определяется Правительством Российской Федерации. Так, в 2018 году минимальный размер пособия по безработице составляет 850 рублей, а максимальный—4900 рублей. Следует указать, что указанные размеры пособия остаются неизменными, начиная с 2009 года. Что касается Республики Тыва, то она еще в 1994 году Указом Президента РФ была приравнена к районам Крайнего Севера, поэтому здесь на величину пособия начисляется северный районный коэффициент —1,4. С учетом этого минимальный размер пособия в целом по Туве в 2018 году составит 1190 рублей, максимальный –6860 рублей. В Туве есть три района -Монгун-Тайгинский, Тоджинский и Тере-Хольский, которые отнесены к Крайнему Северу и коэффициент равен 1,5. Минимальный размер пособия в этих районах составляет 1275 рублей и размер максимального -7350 рублей. Следует отметить, что пособие выплачивается не постоянно, ее выплата может быть прекращена. Это в том случае, если гражданин снят с учета как безработный, или же его приостановили на срок до трех месяцев, если безработный дважды отказался от подходящей работы или нарушил условия и сроки перерегистрации как безработный.

Изучение и анализ практики выплаты пособия по безработице показывает, что до 2005года его минимальный размер составлял 20 процентов величины прожиточного минимума, а максимальный размер был не выше, чем величина прожиточного минимума в том или ином субъекте Российской Федерации. Постановлением Правительства Республики Тыва No 537 от 07.12.2017 года величина прожиточного минимума определена в размере 10257 рублей в месяц, что значительно меньше размера пособия по безработице. Конечно, такая незначительная сумма не может обеспечить гражданину и его семье достаточный жизненный уровень, то есть нормально питаться, покупать все необходимое из одежды, содержать свое жилище, что противоречит ч. 1 ст. 7 Конституции РФ.

Чтобы устранить это противоречие следует установить размер пособия по безработице в процентах от прожиточного минимума (который регулярно увеличивается), исчисленного в субъекте Российской Федерации. Такая мера позволит учесть специфику условий проживания населения в различных субъектах страны. При этом нельзя допустить, чтобы размер пособия по безработице и величина прожиточного минимума были одинаковы, ибо это не будет стимулировать трудоустройство безработного. Таким образом, несмотря на имеющиеся недостатки, в стране создана система социальной поддержки лиц, оставшихся без работы. Она оказывается в виде пособия по безработице. Изменений в этой системе пока не предвидится, хотя в экономически сильных регионах, на наш взгляд, можно было на местном уровне обеспечить дополнительные гарантии в этой форме поддержки. Это позволит усилить социальную защищенность безработных, ибо пособие по безработице важно не только само по себе, оно имеет социально-экономический характер, являясь одной из государственных гарантий обеспечивающих социальную безопасность населения страны.

Читайте также:  Выплаты матерям одиночкам в Пермском крае

Основания для приостановления пособия

Начисление положенного денежного пособия приостанавливается только в ситуации, если безработный нарушил правила нахождения на учете в центре занятости. Сюда можно отнести:

  • нарушение стоящим на учете процедуры осуществления перерегистрации;
  • неявка в центр занятости в назначенный день без наличия на то уважительной причины;
  • отказ стоящего на учете от двух и более вакансий;
  • человек отказывается от предложенного обучения или прохождения курсов повышения квалификации;
  • несогласие безработного принимать участие в назначенных общественных работах на оплачиваемой основе;
  • самовольное прекращение обучения или отчисление;
  • явка в центр занятости в состоянии опьянения или под наркотиками.

Когда нельзя наложить арест

Доходы должника, включая пособие по безработице, подлежат аресту судебным приставом-исполнителем только в некоторых случаях. К их числу относятся:

  • Исполнительный документ содержит требования о взыскании периодических платежей – то есть, взыскание должно происходить не один раз, а на протяжении некоторого времени. Лучший пример, иллюстрирующий подобный случай – взыскание алиментов на несовершеннолетних детей. Как правило, суд присуждает их в форме периодических (ежемесячных платежей) в процентах от дохода должника или определенной сумме. Но возможны и разовые алименты, как правило – по договоренности сторон.
  • Сумма ко взысканию меньше 10 тысяч рублей. Наложение ареста на доходы должника – это наименее трудозатратный способ получить средства, поэтому именно он применяется при взыскании небольших сумм. Арест и реализация имущества требуют значительно большего количества действий, поэтому их применение по требованиям меньше 10 тысяч рублей нецелесообразно.
  • У должника отсутствуют другие денежные средства или имущество, на которое можно было бы обратить взыскание.

Если хотя бы одно из этих условий применимо, пособие по безработице должника-гражданина подлежит аресту согласно постановлению судебного пристава-исполнителя.

Что будет с деньгами и пособиями безработного при банкротстве

Общее правило. В течение 3 дней с даты введения банкротства гражданин обязан передать финуправляющему свои банковские карты и счета, пин-коды и пароли. Распоряжаться деньгами в период, пока идет процедура, будет финуправляющий — деньги зачисляются на спецсчет, с которого будут проводиться расчеты с кредиторам. Если есть накопления, деньги на вкладах, их заберут для расчетов с кредиторами.

Важно, что с даты введения процедуры банки, МФО, приставы не вправе требовать оплаты от должника — они подают заявления в дело о банкротстве и смиренно ждут выплаты по итогам продажи имущества (на практике они дожидаются только списания долгов).

Как это происходит на практике — у безработного гражданина постоянных доходов нет, или если они есть, то небольшие — на уровне прожиточного минимума. Но есть пособие по безработице. Из этого пособия приставы и кредиторы уже ничего не получают — деньги должник тратит на жизнь.

Карточки и счета безработный также обязан передать финуправляющему в течение 3 дней после введения процедуры. Управляющий будет переводить или выдавать должнику ежемесячно сумму регионального прожиточного минимума (на самого банкрота + его иждивенцев). Пособие по безработице в РФ ниже прожиточного минимума, кредиторам эти деньги не достанутся.

Социальные выплаты не попадают в конкурсную массу по делу о банкротстве.

Для примера рассмотрим несколько ситуаций.

  1. Должник живет сам, у него нет семьи и лиц, находящихся на его иждивении. Он официально состоит на учете в Центре занятости населения и получает пособие по безработице в размере одного прожиточного минимума.

    Во время процедуры банкротства пособие по безработице не рассматривается как средства для покрытия задолженности перед кредиторами. Эта сумма является неприкосновенной.

  2. Должник официально имеет статус безработного, получает пособие по безработице. У него есть двое несовершеннолетних детей, за которых он ежемесячно получает детские пособия, установленные ему законом.

    Во время банкротства детские пособия, разовые выплаты, алименты, материальная помощь и мат. капитал не изымаются в пользу кредиторов. Пособие по безработице либо доход в пределах МРОТ оставляют банкроту на проживание.

Последствия такого прекращения трудовых отношений

Когда сотрудника организации увольняют за прогул, самое неприятное заключается в том, что в его трудовой книжке делают запись, в которой указывают:

Таким образом, новый работодатель без труда может узнать, что соискатель на открытую вакансию является нарушителем дисциплины. Не каждый владелец бизнеса рискнет брать на работу прогульщика, потому что существует следующее распространенное мнение: люди не меняются. Если человек уже нарушал трудовую дисциплину, то нет гарантий, что он не будет делать этого в будущем.

Практика трудовых отношений в РФ такова, что, зачастую, увольнение за прогул бывает незаконным, но не имеет последствий для работодателя, в силу низкого уровня правовой грамотности работника.

Подробно о том, что такое прогул и могут ли за него уволить, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о процедуре увольнения за отсутствие на работе без уважительной причины.

Как встать на биржу труда в условиях самоизоляции

Из-за пандемии коронавируса до конца 2020 года на биржу труда можно встать через интернет на сайте «Работа в России». Для этого достаточно там заполнить заявление и резюме. Предоставлять копию трудовой книжки, приказа об увольнении и справку о среднемесячном заработке от предыдущего работодателя не нужно. Эти сведения центр занятости получит сам по системе межведомственного взаимодействия.

Предложения вакансий будут поступать гражданину в личный кабинет. Если в течение 11 дней гражданину не удалось устроиться на работу, ему назначат пособие.

В Москве в условиях режима самоизоляции с 30 марта центр занятости населения «Моя работа» начал онлайн-прием заявок от граждан на дистанционное обслуживание. Обслуживание заявок начнется с 6 апреля.

Читайте также:  Продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет в 2023 году у госслужащих, у медицинских работников

Оформить заявку на получение услуги можно так:

Аналогичные меры принимаются в региональных центрах занятости. Как конкретно подать документы в дистанционном режиме, надо уточнять на сайтах местных центров занятости. Их адреса вы можете найти на Информационном портале об органах занятости населения России.

Но у центров занятости работают сайты — их можно считать электронными биржами. Обычно на сайтах есть информация о том, как встать на учет.

Еще электронными биржами труда называют сайты объявлений, где работодатели ищут сотрудников, например «Авито», «Хедхантер» или «Суперджоб». Также существует общероссийская база вакансий центров занятости.

На таких сайтах можно прочитать, как встать на учет, еще здесь удобно узнавать о различных мероприятиях: семинарах или тренингах. Например, на сайте может быть оповещение о ярмарке вакансий. На таких мероприятиях собираются представители организаций и рекламируют себя, а соискатели выбирают подходящую работу.

Еще есть портал «Работа в России». Это общероссийская база вакансий. Портал работает так же, как и большинство коммерческих сайтов по поиску и подбору работы. Но все услуги оказываются бесплатно.

Работник пропал и не забирает почтовую корреспонденцию. Что делать?

Если судом установлено, что работник сознательно уклоняется от получения уведомления о предоставлении письменных объяснений, то увольнение признают законным.

Об этом свидетельствует апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 14.01.2016 по делу № 33-572/2016. Работник уволен за прогул. Основанием к увольнению истца послужили докладная записка начальника, акт об отсутствии на рабочем месте, телеграмма с требованием о предоставлении письменных объяснений по факту отсутствия на рабочем месте, акт о непредоставлении письменных объяснений. Суд установил, что работодатель принимал все необходимые меры для получения письменных объяснений работником.

В связи с вышеуказанной позицией судов необходимо запрашивать у работника письменные объяснения его отсутствия на рабочем месте всеми возможными способами:

На предоставление объяснений дается 2 рабочих дня. Если объяснения запрашиваются в период больничного, это является нарушением. Например, нельзя увольнять работника 5 марта, если с 18 февраля по 4 марта он был на больничном (то есть этот период не являлся для него рабочими днями), а 19 февраля у него были запрошены объяснения по поводу отсутствия на работе 11 и 12 февраля (Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2020 г. № 69-КГ20-3).

Если работник не вернулся к исполнению обязанностей, днем увольнения должен стать последний день его работы, т. е. день, предшествующий прогулу (апелляционное определение Московского городского суда от 04.10.2019 по делу № 33-43328/2019). Например, если человек 10 февраля присутствовал на рабочем месте и больше не приходил на работу, то днем увольнения за прогул будет 10 февраля.

Работник уклоняется от прохождения медосмотра

Допустим, работодатель сделал все от него зависящее для восстановления сотрудника на прежнем месте работы, а последний уклоняется от прохождения обязательного медицинского освидетельствования. С одной стороны, работодатель должен выполнить решение суда и допустить сотрудника к работе, с другой — не может нарушить норму трудового права, обязывающую его отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательного медицинского осмотра (обследования).

Выход из такой ситуации на законодательном уровне не предусмотрен. Рекомендуем работодателю в ходе судебного разбирательства поднять вопрос о сроках прохождения работником медицинского осмотра (обследования). Желательно данный вопрос отразить в решении суда.

Существует несколько вариантов действий, если пособие по безработице задерживается дольше положенного или деньги не выплачивают незаконно:

  • Для начала нужно обратиться в отделение ЦЗН, в котором вставали на учет и обращались за пособием по безработице, чтобы подать жалобу руководителю отделения. В ней необходимо указать номер дела, личные данные, платежные реквизиты, сроки задержки выплат и требование провести проверку.
  • Если обращение ничего не даст, можно пожаловаться на действия отделения в региональную инспекцию труда. Одновременно о проблеме можно написать в Федеральную службу по труду и занятости (Роструд) через портал Госуслуг или официальный сайт, а также на ресурсе Онлайнинспекция.рф.
  • Если ничего из вышеперечисленного не помогло, нужно жаловаться в прокуратуру или обращаться в суд.

Обратите внимание, что при обращении в суд действует общий срок исковой давности — 3 года со дня, когда гражданин узнал о нарушении своих прав. Для жалоб в центр занятости, гострудинспекцию, Роструд и прокуратуру сроки не ограничены.

Методика оформления пособия

Для оформления пособия в нашей стране, заинтересованному лицу требуется обратиться в ЦЗН по месту жительства. Чтобы начать оформлять постановку на учет, он должен собрать документы:

  • заявление;
  • паспорт либо другое удостоверение личности;
  • аттестат либо какое-либо еще документальное свидетельство о квалификации;
  • трудовая книжка, где указаны последнее место работы и то, почему заявитель был уволен;
  • справка о среднем заработке за три предыдущих месяца с последней работы. Внимание: данный документ необходимо заполнять правильно, чтобы он был принят;
  • если заявитель является инвалидом — ИПР (индивидуальная программа реабилитации).

Как получить выплату в банкротстве из службы занятости?

В период банкротства все счета, карточки с ПИН-кодами, имущество передается в распоряжение финансовому управляющему, который курирует процесс признания финансово-несостоятельным. Однако, выплаты пособия по безработице не могут быть включены в конкурсную массу. Иных доходов безработный обычно не имеет. При этом государство обеспечивает ему возможность получения средств в пределах прожиточного минимума в рамках регионального уровня. Этот уровень определяется местным и региональным законодательством. Также, учитывается наличие у банкрота иждивенцев. Следовательно, выплаты из ЦЗН не будут затронуты при банкротстве, и, должник будет их получать в полном объеме. Только это будет происходить не напрямую на карту, а через финансового управляющего.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *