Иот для водителя автомобиля по новым правилам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Иот для водителя автомобиля по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Первый раздел инструкции по ОТ (охране труда) водителя — «Общие требования к безопасности». Здесь указываются основные требования к сотруднику: возраст, образование, физическое состояние и т.д. Сюда же вносят список документов, условия труда и отдыха.

1.1. К самостоятельной работе водителем легкового автомобиля допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке.

1.2. Водитель легкового автомобиля обязан проходить повторный инструктаж на рабочем месте не реже 1 раза в 6 месяцев, проверку знаний требований охраны труда не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.3. Водитель легкового автомобиля обязан:

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— выполнять только ту работу, которую поручили;

— соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности;

— знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, не загромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— знать Правила дорожного движения Российской Федерации, нормативные правовые акты в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— применять средства индивидуальной защиты;

— во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

1.4. На водителя легкового автомобиля возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе:

— движущихся машин и механизмов, подвижных частей технологического оборудования, инструмента, перемещаемых изделий, заготовок, материалов;

— острых кромок, заусенцев и шероховатостей на поверхности технологического оборудования, инструмента;

— повышенной запыленности и загазованности воздуха рабочей зоны;

— повышенной или пониженной температуры поверхностей технологического оборудования, материалов;

— повышенного уровня шума на рабочем месте;

— повышенного уровня вибрации;

— недостаточной освещенности рабочей зоны;

— нервно-психических перегрузок.

1.5. Для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий водители легковых автомобилей обязаны использовать предоставляемые работодателями бесплатно спецодежду, спецобувь, выдаваемые по нормам.

Костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий 1 шт.
Перчатки с точечным покрытием 12 пар
Перчатки резиновые или из полимерных материалов дежурные
Жилет сигнальный 2 класса защиты 1

Обновление – инструкции по охране труда для водителей

Еще несколько инструкций по охране труда для водителей различных транспортных средств

  1. Инструкция по охране труда водителя легкового автомобиля
  2. Инструкция по охране труда для водителя катера
  3. Инструкция по охране труда для водителя мотоцикла, снегохода, квадроцикла
  4. Инструкция по охране труда водителя муковоза
  5. Инструкция по охране труда для водителя специального автомобиля при перевозке опасных грузов
  6. Инструкция по охране труда для водителя погрузчика
  7. Инструкция по охране труда для водителя снегоочистителя на базе автомобиля
  8. Инструкция по охране труда водителя грузового автомобиля-трейлера

Обновление 29.04.2022 Дополнительная подборка инструкций по охране труда

Новая подборка инструкции для водителей, при выполнении различных работ связанных с транспортными средствами.

  1. Инструкция по охране труда при выполнении буксировки
  2. Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей на смотровой канаве
  3. Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепки автомобилей
  4. Инструкция по охране труда при разъездном характере работ
  5. Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
  6. Инструкция по охране труда для водителей, привлекаемых для ремонта
  7. Инструкция по охране труда для работников, эксплуатирующих промышленный транспорт
  8. Инструкция по охране труда для водителей при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
  9. Инструкция по охране труда при заправке техники в полевых условиях
  10. Инструкция по охране труда при обслуживании топливной системы (заправка, слив топлива)
  11. Инструкция по охране труда при ремонте автомобиля
  12. Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств

Как внести изменения в инструкцию по охране труда для водителей

Актуализация инструкций по охране труда обычно происходит по следующему алгоритму:

1. В новых нормативных актах выявляются изменения (путем их сравнения с ранее действующими документами).

2. Руководитель организации либо утверждает План мероприятий по обновлению локальных нормативных актов в связи с вступлением в силу новых ПОТ, либо издает приказ о приведении локальных актов в соответствие ныне действующему законодательству (меняются не только инструкции, но и различные положения, нормативы, иные производственные документы). Назначаются ответственные сотрудники, определяется срок для завершения данной работы.

3. Утверждается новая инструкция (в данном случае по охране труда для водителей автомобилей), а также новая программа инструктажа.

4. Водителей под роспись знакомят с положениями новой инструкции, обращая внимание на нововведения.

5. Через некоторое время после инструктажа проводится проверка знаний водителей по ОТ.

Обновленные инструкции можно выдать водителям в распечатанном варианте, либо разместить их местах, доступных для сотрудников (например, на стенде).

3.1. Прежде чем начать движение с места остановки (стоянки) или выехать из гаража, убедиться, что это безопасно для рабочих и других посторонних лиц и подать предупредительный сигнал.
3.2. Быть внимательным и осторожным при движении задним ходом. При недостаточной обзорности или видимости следует воспользоваться помощью другого лица.
3.3. Скорость движения выбирать с учетом дорожных условий, видимости и обзорности, интенсивности и характера движения транспортных средств и пешеходов, особенностей и состояния автомобиля и перевозимого груза.
3.4. Выполнять требования безопасности движения и указания регулировщиков дорожного движения в соответствии с «Правилами дорожного движения».
3.5. Оставлять автомобиль разрешается только после принятия мер, исключающих возможность его движения во время отсутствия водителя.
3.6. При ремонте автомобиля на линии соблюдать меры предосторожности: съехать на обочину дороги, включить задний свет при плохой видимости, остановить автомобиль с помощью стояночной тормозной системы, включить первую передачу, подложить под колеса упоры. При работе на обочине под автомобилем находиться с противоположной стороны проезжей части.
3.7. Водителю не разрешается:
— управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств;
— выезжать в рейс в болезненном состоянии или при такой степени утомления, которая может повлиять на безопасность движения;
— передавать управление автомобилем посторонним лицам;
— выполнять буксировку автомобиля с целью пуска двигателя;
— подогревать двигатель открытым пламенем, а так же при определении и устранении неисправностей механизмов;
— протирать двигатель ветошью смоченной бензином и курить в непосредственной близости от системы питания двигателя и топливных баков.
3.8. При постановке автомобиля на пост технического обслуживания, не имеющего принудительного перемещения, или ремонт, затянуть рычаг стояночной тормозной системы и включить первую передачу. Вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не пускать! Работают люди!»
3.9. При ремонте автомобиля содержать рабочее место в чистоте и не загромождать посторонними предметами. Сливать масло и воду только в специальную тару. Использованную ветошь складировать с негорючие изолированные ящики с плотными закрывающимися крышками.
3.10. Подъем автомобиля домкратом производить без перекосов (домкрат должен стоять вертикально, опираться на грунт всей плоскостью подошвы, головка домкрата должна упираться всей плоскостью в ось или в специально фиксированное место, при мягком грунте под домкрат подложить доску, под остальные колеса подложить башмаки).
3.11. На разборочно-сборочных работах применять только исправные приспособления и инструмент. Трудно отвертываемые гайки смочить керосином, а потом отвернуть ключом.
3.12. Проверять совпадение отверстия ушка рессоры и серьги только при помощи бородка.
3.13. Подтягивать ремень вентилятора, проверять крепление водяного насоса и подтягивать сальники только после полной остановки двигателя.
3.14. Работы, связанные с заменой и перестановкой шин, рессор выполнять только после того, как автомобиль будет установлен на козелки.
3.15. Демонтаж шины с диска колеса осуществлять при помощи съемника, накачивать шины в предохранительном устройстве. При накачке шин на линии колесо укладывать замочным кольцом к земле.

  1. Проведите обязательные мероприятия по подготовке водителей к безопасной работе
  2. Обеспечьте безопасность эксплуатации транспортных средств
  3. Проводите анализ по результатам ДТП

Чтобы обеспечить охрану труда и безопасную работу водителей:

  • проведите обязательные мероприятия;
  • проведите стажировку для водителя;
  • проконтролируйте здоровье и режим работы водителя;
  • обеспечьте соответствие транспорта требованиям законодательства о техрегулировании;
  • обеспечьте безопасные условия перевозок;
  • проводите анализ по результатам ДТП.

Это указано в Правилах обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса от 15.01.2014 № 7 (далее — Правила № 7).

С 27 сентября 2018 года вступили в силу новые Правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтруда от 06.02.2018 № 59н (далее — Правила № 59н). С этой же даты перестали действовать Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, которые утвердили в 2003 году.

До того как новые правила вступили в силу:

  • внесите изменения в локальные акты;
  • проведите внеплановый инструктаж;
  • проведите обучение по охране труда и внеочередную проверку знаний.

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

30. Автобус должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность при перевозке пассажиров.

31. Перед пуском двигателя необходимо затормозить автобус стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

32. Пуск двигателя автобуса производить при помощи стартера.

33. Использование пусковой рукоятки допускается только в исключительных случаях.

Читайте также:  Что будет с квартирой, если не выплачивать ипотеку: возможные способы решения проблемы

34. При пуске двигателя автобуса пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

  • пусковую рукоятку поворачивать сверху вниз;
  • не брать рукоятку в обхват;
  • при регулировке угла опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
  • не применять рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала;
  • не привлекать к пуску двигателя рукояткой людей, не имеющих на это право (пассажиров и др.).
  • 35. Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автобуса.

36. Для подогрева двигателя и системы питания автобуса, устранения ледяных образований и пробок необходимо применять только горячий воздух, воду, пар и тому подобное. Во избежание пожара не допускается пользоваться открытым огнем.

37. Необходимо вести автобус со скоростью, не превышающей установленных ограничений и обеспечивающей безопасность движения автобуса, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние автобуса, дорожные и метеорологические условия (в частности видимость в направлении движения). Не отвлекаться на разговоры во время движения автобуса.

38. Водителю не разрешается:

  • во время стоянок спать в кабине и салоне автобуса при работающем двигателе;
  • продолжать движение с техническими неисправностями, угрожающими безопасности движения;
  • осуществлять движение по маршруту с открытой дверью кабины водителя;
  • буксировать автобус при наличии в кабине или салоне автобуса пассажиров;
  • отвлекаться во время движения, принимать пищу, курить и т.п.;
  • вывешивать в кабине вымпелы, талисманы и прочую печатную продукцию;
  • пользоваться авто-радио и магнитолами, не предусмотренными конструкцией автобуса;
  • возить с собой спиртные напитки, наркотические и токсические вещества;
  • управлять автобусом в болезненном состоянии или при алкогольном (наркотическом, токсическом) опьянении.

39. С целью исключения выброса охлаждающей жидкости и пара пробку радиатора и расширительного бачка на горячем двигателе необходимо открывать осторожно, накинув на нее ветошь, постепенно стравливая давление в системе охлаждения.

40. По возможности следует дождаться, когда система охлаждения двигателя остынет ниже 95-ти градусов Цельсия и давление в системе снизится.

41. Для доступа к расширительному бачку для контроля уровня охлаждающей жидкости и её доливки необходимо пользоваться специальной стремянкой. Не допускается использовать подручные предметы.

42. Не разрешается производить работы в моторном отсеке двигателя при работающем двигателе.

43. При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автобуса.

44. При управлении автобусом, необходимо проявлять особую осторожность в местах интенсивного движения транспортных средств и пешеходов, на крутых подъемах и спусках, поворотах, перекрёстках, на мостах и у железнодорожных переездов, при обгоне и других случаях усложняющих управление автобусом.

45. В сложных погодных условиях (туман, гололед, снегопад и пр.) необходимо вести автобус со скоростью обеспечивающую безопасность движения, в исключительных случаях останавливать автобус, включить габаритные огни (аварийную сигнализацию).

46. Для предупреждения случаев обмораживания и ожогов при устранении неисправностей в пути, следует работать только в рукавицах, не допускается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без рукавиц.

47. Остановку и стоянку автобуса производить на обочине по правой стороне дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней — у края проезжей части.

48. Не допускается останавливать и оставлять автобус в проездах и проходах препятствующих движению транспорта и пешеходов.

49. Оставляя автобус, необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное движение автобуса и использование его другими лицами:

  • выключить зажигание или прекратить подачу топлива;
  • установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом;
  • установить под колеса автобуса противооткатные упоры при нахождении его даже на незначительном уклоне;
  • закрыть замки дверей кабины, включить противоугонное устройство (при его наличии).

50. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости включить габаритные или стояночные огни.

51. Перед выходом из кабины на проезжую часть убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

52. Необходимо осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

53. Не допускается движение автобуса при нахождении людей на подножках, а также выпрыгивать из кабины автобуса.

54. При движении по территории организации и других объектов следует пользоваться только установленными схемой движения проходами и проездами.

55. При подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналом и указаниями дежурного по железнодорожному переезду.

56. Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству.

57. Перед подачей автобуса назад убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

58. Для организации безопасного движения автобуса, при движении задним ходом в условиях недостаточного обзора (при выезде из ворот и тому подобное) движение осуществлять по сигналам другого работника.

59. Необходимо подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:

  • при въезде и выезде из ворот организации, склада;
  • при движении задним ходом;
  • в местах ограниченной видимости;
  • во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.

60. Не открывать и не закрывать ворота бампером автобуса.

61. В целях предотвращения возникновения пожара не допускается:

  • допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи и масла;
  • оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;
  • эксплуатировать неисправные приборы системы питания автобуса;
  • применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
  • при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
  • курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
  • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов и систем, подогревать двигатель открытым огнем;
  • применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины или приготовления в ней пищи.

62. При обращении с топливом необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

  • перевозить и хранить топливо можно только в исправных резервуарах или металлических бочках с плотно закрывающимися металлическими крышками или пробками на бензостойких прокладках;
  • заполнять резервуары топливом необходимо не более чем на 90% их вместимости;
  • исправность тары, заполненной топливом, следует проверять ежедневно. Причины, вызывающие подтекание и «потение», следует немедленно устранять. Если это невозможно, автобусное топливо необходимо перелить в исправную тару, соблюдая все меры предосторожности, чтобы топливо не разлилось, не попало на тело или одежду работника;
  • не допускается при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его ртом.
  • при появлении во время движения запаха топлива водитель должен немедленно остановить автобус, выявить причину появления запаха и устранить ее.

63. Заправку автобуса производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочного пункта.

64. Перед заправкой автобуса необходимо остановить двигатель, выключить зажигание, при заправке автобуса газовым топливом закрыть магистральный вентиль (расходные вентили при этом остаются открытыми).

65. На заправочном пункте не допускается:

  • курить и пользоваться открытым огнем;
  • проводить ремонтные работы, а также работы, которые могут привести к возникновению пожара;
  • нахождение пассажиров в салоне автобуса, кабине.
  • использовать шланги и тому подобные приспособления, которые допускают подтекание.
  • заправлять автобус топливом при работающем двигателе;
  • использовать заправочный пистолет без рукавиц;
  • допускать попадание топлива на кожу рук и тела;
  • получение топлива в любые емкости, кроме топливных баков;
  • работа предпускового подогревателя двигателя и автономного отопителя кабины водителя;
  • перелив топлива.

66. Для предотвращения возгорания на автобусе не допускается:

  • при неисправной топливной системе подавать топливо самотеком из емкости (канистры);
  • применять для мытья двигателя, одежды и пр. – бензин и др. ЛВЖ;
  • оставлять в кабине, моторном отсеке, багажных ящиках и пр. местах загрязненные маслом и топливом обтирочные материалы;
  • заправлять и хранить топливо в любых емкостях, кроме топливных баков;
  • допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла;
  • курить, (пользоваться огнем) вблизи от топливных систем, бака и пр.;
  • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправностей на автобусе (отогревание замёрзших топливопроводов и т. п.);
  • использование на автобусе нестандартных предохранителей.

1.1. Работники не моложе 18 лет, прошедшие соответствующую подготовку, имеющие удостоверение на право вождения легкового автомобиля (транспортного средства категории «В»), перед допуском к самостоятельной работе должны пройти:

1.1.1. Обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (освидетельствования) для признания годными к выполнению работ в порядке, установленном Минздравом России.

1.1.2. Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда.

1.1.3. … (Иное указать конкретно).

1.2. Водитель обязан соблюдать требования безопасности труда для обеспечения защиты от воздействия следующих опасных и вредных производственных факторов:

1.2.1. Движущиеся машины, механизмы и их подвижные части.

Как составить: общее положение

Согласно действующему законодательству водитель автомобиля на предприятии должен:

  • быть старше 18 лет;
  • иметь водительские права;
  • пройти медицинский осмотр;
  • пройти предрейсовый инструктаж.

Проверка знаний водителя проводится ежегодно: сотрудники сдают экзамен по ПДД и правилам инструкции.

Время работы не должно превышать 40 часов в неделю. При этом о точном количестве рабочих часов стороны договариваются на собеседовании, а результат прописывается в инструкции.

Список документов для водителя выглядит следующим образом:

  • Трудовой кодекс РФ;
  • приказы руководства;
  • внутренний кодекс компании;
  • инструкция по охране труда.

Если компания выдает бесплатную спецодежду для работы — это тоже указывается в инструкции. Как правило, данный пункт прописан в «Типовых отраслевых нормах выдачи спецодежды», но чаще всего его дублируют и в «Общих требованиях к безопасности» для напоминания работнику.

Также в инструкцию вносится предупреждение о том, что такая работа может вызвать проблемы со здоровьем. Однако профессиональные водители знают, что фактический урон не больше, чем при работе на любой другой должности. Основную опасность представляет воздействие разных веществ (пар, газы, горячая вода), случайные падения и т.д.

Читайте также:  Срок действия госпошлины на развод с 1 января в 2023 году

Новые правила стажировки водителей с 1 января 2021 года

В процессе осуществления трудовой деятельности на водителя автомобиля воздействуют следующие опасные и вредные факторы:

  • легковоспламеняющиеся вещества, газы;
  • горячая жидкость;
  • оборудование и инструментарий, могущие привести к травмированию;
  • вывешенный автомобиль и его части;
  • бензин;
  • вынужденное положение тела;
  • напряжение глаз и т.п.

Инструкция разрабатывается руководителем подразделения, где работает водитель, по каждой должности отдельно. Методическое руководство при разработке документа оказывает специалист по охране труда.

Структура инструкции является общепринятой и представляет собой последовательность блоков, расположенных по порядку.

  1. В «шапке» документа содержатся его реквизиты: название, номер, дата утверждения, а также должность, фамилия, инициалы и подпись лица, утвердившего документ. Допускается оформления титульного листа для документа.
  2. В первом разделе приводятся названия нормативных документов, на основании которых была разработана инструкция, дается характеристика должности и перечисляются требования к ней, указываются вредные и опасные факторы, воздействующие на водителя автомобиля в процессе работы. В разделе могут быть кратко перечислены должностные обязанности водителя.
  3. В следующем разделе оговариваются требования по охране труда перед началом работы. Для водителей обязателен предрейсовый осмотр у медицинского работника, проверка технического состояния автомобиля перед началом работы. Здесь же перечисляются меры предосторожности при запуске двигателя в начале работы, указывается на обязанность ношения специальной одежды и, если необходимо, средств индивидуальной защиты.
  4. В разделе «Охрана труда в процессе работы» перечисляются требования по безопасному вождению транспортного средства, заправке, проверке состояния автомобиля, действия водителя при покидании транспортного средства, оговаривается режим отдыха в случае длительной поездки, особенности вождения и ухода за автомобилем в ненастную погоду и в холодное время года. Здесь же даются рекомендации по перевозке пассажиров, твердых и жидких грузов, опасных грузов и т.п.
  5. В обязательном порядке в ИОТ включается раздел о требованиях охраны труда в аварийных ситуациях: при пожаре, несчастном случае и т.п. Оговаривается схема взаимодействия водителя автомобиля с работниками других служб предприятия, порядок оповещения, меры первой помощи и первичные меры пожаротушения. В зависимости от специфики работы в раздел могут быть включены и другие пункты.
  6. В заключительном разделе приводятся требования по охране труда по окончании рабочей смены: санитарно-гигиенические мероприятия, послерейсовый осмотр, контроль механика, техника безопасности в гараже.

После разработки инструкция направляется на согласование в установленном на предприятии порядке.

Обязательным является учет мнения профсоюза работников.

После согласования руководитель подразделения или инженер (специалист) по охране труда готовит приказ на утверждение инструкции. Если инструкция вводится в действие не с даты подписания приказа, а с другой даты, то об этом делается отметка в тексте документа. В приказе также оговаривается необходимость и срок ознакомления водителей предприятия с новым документом и ответственное за ознакомление лицо.

После утверждения инструкции присваивается регистрационный номер. Реквизиты документа вносятся в Перечень ИОТ, который ведется в отделе охраны труда организации.

Нормативные документы содержат перечень водителей, которые являются исключениями. То есть указанные водители не обязаны соблюдать режим труда и отдыха. И в данный перечень внесено несколько изменений:

2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе эвакуации пострадавших при чрезвычайных ситуациях, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее — водители).

1. Настоящий документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей, управление которыми входит в их трудовые обязанности, и водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно (далее — водители), за исключением водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, водителей, занятых на международных перевозках, водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования, водителей легковых автомобилей ведомственной охраны, водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций, водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Рассмотрим все изменения по пунктам:

1. Изменились правила, относящиеся к автомобилям, использующимся при режиме чрезвычайной ситуации (ЧС). Ранее режим труда и отдыха допускалось не соблюдать только автомобилям, задействованным в эвакуации пострадавших. В новой редакции это понятие расширено и теперь в исключения попадают любые автомобили, задействованные в ликвидации последствий ЧС, либо занимающиеся предупреждение СЧ.

2. Из списка исключены водители, работающие в составе вахтовых бригад. До 31 декабря 2020 года такие водители могли не соблюдать режим труда и отдыха, а с 1 января 2021 года для них придется составить графики работы, отвечающие всем требованиям.

3. В перечень исключений добавлены несколько новых групп транспортных средств:

  • Служебные легковые автомобили органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ранее для этой группы транспортных средств позволялось увеличить продолжительность рабочего дня, а с 1 января 2021 года режим работы водителей вообще не будет контролироваться.
  • Автомобили, работающие на территории предприятия без выезда на дороги общего пользования.
  • Легковые автомобили ведомственной охраны.
  • Автомобили органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность.
  • Военные автомобили.

Сложнее всего в данном случае придется организациям, которые работают вахтовым методом. Им нужно до 1 января 2021 года перестроить работу так, чтобы водители могли соблюдать установленные законодательством требования по времени работы и отдыха.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем — 7 часов.

В новом нормативном документе не осталось упоминания о нормальной продолжительности ежедневной работы при пятидневной и шестидневной рабочей неделе. Осталось только общее ограничение, позволяющее работать не более 40 часов в неделю.

Приказ Минтруда РФ от 09.12.2020 N 871Н

Законом предусмотрены порядка семи категорий водителей, на которых новые нормы не распространяются. Среди них:

  1. Водители аварийно-спасательных и пожарных автомобилей.
  2. Водители легковых автомобилей службы ведомственной охраны.
  3. Водители, занятые перевозками в пределах территории предприятия.
  4. Водители, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и местного самоуправления.
  5. Водители, занятые на международных перевозках.
  6. Водители автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  7. Водители-военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы.

Согласно Приказу Минтранса РФ № 438 от 26.10.2020 Контролировать режим работы и отдыха водителей предполагается по тахографу. Такими устройствами необходимо оснащать:

  • автобусы;
  • грузовые автомобили с разрешенной массой более 3,5 тонн.

За соблюдением норм будут следить проверяющие органы: Роспотребнадзор, Роструд, ГИБДД. А за нарушения предусмотрены санкции в виде штрафов:

  • для водителя — от 1500 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц нанимателя — от 7000 руб. до 10 000 руб.;
  • для ИП — от 15 000 до 25 000 руб.;
  • для организаций — от 20 000 руб. до 50 000 руб.

Такие нормы предусмотрены частью 3 ст. 11.23 КоАП РФ.

Что нужно успеть до 27 сентября

27 сентября 2018 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила). Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей. Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.

До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:

  • разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;
  • разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;
  • внеплановый инструктаж по охране труда;
  • внеочередную проверку знаний по охране труда.

Какие изменения нужно внести в программу вводного инструктажа по охране труда

В Правилах установили требование — знакомить работника с положенными средствами индивидуальной защиты при заключении трудового договора. Поэтому на вводном инструктаже нужно будет рассказывать, какие именно СИЗ положены работнику.

В программу не нужно включать перечень СИЗ, укажите отраслевые нормы выдачи. Пропишите в ней отдельный пункт «Ознакомление работника с нормами бесплатной выдачи СИЗ». Если такая информация есть, не переделывайте программу. На инструктаже покажите новому работнику пункт в нормах выдачи и перечислите указанные СИЗ со сроками носки. По просьбе работника предоставьте выписку из норм выдачи или разместите информацию в доступном месте — например, на стенде по охране труда.

На вводном инструктаже расскажите работнику о том, что в организации оборудовали санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для предрейсового медосмотра, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки. Расскажите, где размещены посты с аптечками первой помощи, огнетушители и пожарные щиты. Разъясните запрет на курение на территории организации и в автомобиле.

2.1. При подготовке автомобиля к выезду водитель обязан проверить:

  • наличие удостоверения с талоном на право вождения автомобиля, путевой лист;
  • техническое состояние автомобиля, исправность тормозной системы, рулевого управления, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, установку зеркал, чистоту и видимость номерных знаков, а также отсутствие подтекания топлива, масла, воды;
  • давление воздуха в шинах;
  • наличие инструмента и инвентаря;
  • заправку автомобиля топливом, маслом, водой, тормозной жидкостью, антифризом и уровень электролита в аккумуляторной батарее;
  • наличие запасного колеса, буксирного троса, аптечки первой помощи, домкрата, огнетушителя.
Читайте также:  Можно ли присутствовать на ТО автомобиля

У самосвала кроме общего технического состояния необходимо проверить исправность кузова, подъемного механизма, состояние запорных приспособлений, предохранительного упора.

2.2. Заправку автомобиля топливом производить при неработающем двигателе. Заправку автомобилей этилированным бензином следует проводить из бензоколонки со шлангом, снабженным раздаточным пистолетом. Запрещается заправлять автомобили этилированным бензином при помощи ведер, леек и т. п., а также отпускать этилированный бензин в тару (канистры). Заправщик и водитель должны находиться при заправке с наветренной стороны автомобиля.
На заправочном пункте запрещается:

  • курить и пользоваться открытым огнем;
  • производить ремонтные и регулировочные работы;
  • заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
  • допускать перелив топлива;
  • находиться пассажирам в кабине, салоне или кузове.

2.3. Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом необходимо:

  • проверить, нет ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и т. п.) течи, и при наличии устранить ее;
  • промыть систему охлаждения чистой горячей водой.

2.4. Выезд автомобиля на линию с неисправностями, угрожающими безопасности движения, запрещается.

2.5. Перед перевозкой опасных грузов (кислот, взрывопожароопасных веществ) с водителем, экспедитором, грузчиком и другими лицами, сопровождающими груз, проводится инструктаж и проверяется наличие защитных средств и средств пожаротушения.

2.6. Водитель обязан проверить надежность крепления грузов, тентов и соответствие укладки грузов требованиям правил дорожного движения и безопасности труда. При обнаружении нарушений потребовать их устранения от лица, ответственного за погрузочные работы.

2.7. Перед пуском двигателя необходимо убедиться, что автомобиль заторможен стояночным тормозом, а рычаг переключения передач поставлен в нейтральное положение.

2.8. Перед пуском двигателя автомобиля, подключенного к системе подогрева, предварительно необходимо отключить и отсоединить элементы подогрева.

2.9. Пуск двигателя производится при помощи стартера. Использовать пусковую рукоятку разрешается в исключительных случаях.

2.10. При пуске двигателя автомобиля пусковой рукояткой необходимо соблюдать следующие требования:

  • пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх;
  • не брать рукоятку в обхват;
  • при ручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание;
  • не применять никаких рычагов и усилителей, действующих на пусковую рукоятку или храповик коленчатого вала.

2.11. Водителю запрещается:

  • употреблять спиртные напитки;
  • передавать управление автомобилем лицу, не указанному в путевом листе, находящемуся в нетрезвом состоянии или не имеющему при себе удостоверения на право управления автомобилем.

2.12. Проверять техническое состояние автомобиля и его агрегатов при выпуске автомобиля на линию и возвращении с линии следует при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов.

2.13. Для осмотра автомобиля в темное время суток следует пользоваться переносным электрическим светильником напряжением не выше 12 В с предохранительной сеткой или электрическим фонарем с автономным питанием.

2.14. При проверке технического состояния автомобиля необходимо проверять также номенклатуру и исправность инструментов и приспособлений, выдаваемых водителю.

2.15. Перед посадкой пассажиров на грузовой автомобиль, оборудованный для перевозки людей, водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки.

2.16. Водитель обязан проследить, чтобы в кузовах грузовых автомобилей, не оборудованных для перевозки пассажиров, находились только лица, сопровождающие (получающие) грузы, при условии, что они обеспечены местом для сидения, расположенным ниже уровня бортов.

2.17. Водителю следует проследить, чтобы автомобили, направляемые на перевозку катно-бочковых грузов, были дополнительно укомплектованы деревянными клиньями и, в случае необходимости — деревянными прокладками (досками).

2.18. Перед началом работы водитель обязан проверить, чтобы:

  • ветровое и боковое стекла не имели трещин и затемнений, затрудняющих видимость;
  • боковые стекла плавно передвигались от руки или стеклоподъемными механизмами;
  • на сидении и спинке сиденья не было провалов, рваных мест, выступающих пружин и острых углов: сиденья и спинка должны иметь исправную регулировку, обеспечивающую удобную посадку водителя.;
  • замки всех дверей, а также привод управления дверьми на автобусах были исправными, исключающими возможность их самопроизвольного открывания во время движения;
  • отопительные устройства кабины и салона в холодное время были исправными;
  • пол кабины, салона и кузова автомобиля застилался ковриком, не имеющим случайных отверстий и прочих повреждений.

2.19. При подготовке автомобиля к выезду водителю следует проследить, чтобы органы управления автомобилем были с исправными уплотнениями, препятствующими проникновению отработанных газов в кабину или пассажирский салон автомобиля (автобуса).

2.20. Водитель обязан проверить, чтобы автомобиль был обеспечен противооткатными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.

2.21. Водитель обязан проследить, чтобы грузовой автомобиль, используемый для постоянной перевозки людей, был оборудован:

  • тентом или другим устройством, защищающим перевозимых людей от атмосферных воздействий;
  • ровным полом, без сквозных отверстий и щелей;
  • звуковой и световой сигнализацией, связанной с кабиной;
  • стационарной или съемной лестницей для посадки и высадки людей со стороны заднего борта;
  • выпускной трубой глушителя, выведенной за габариты кузова на 30-50 мм.

Водителю необходимо проверить, чтобы грузовой автомобиль с кузовом типа «фургон», используемый для перевозки людей и грузов с обязательным сопровождением людьми, кроме того, имел:

  • исправные открывающиеся наружу двери, расположенные сзади или с правой стороны кузова,
  • исправное устройство для фиксации дверей в открытом положении;
  • исправные замки, исключающие самопроизвольное открывание дверей во время движения;
  • подножки, расположенные непосредственно под дверями, для входа и выхода людей;
  • освещение, защищенное от механических повреждений;
  • устройство для обогрева в холодное время года.

2.22. Водителю запрещается:

  • перевозить людей на безбортовых платформах;
  • на грузе, размещенном на уровне или выше борта кузова;
  • на длинномерном грузе и рядом с ним;
  • на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов;
  • в кузове автомобиля-самосвала;
  • в кузове специализированных грузовых автомобилей (рефрижераторов и др.);
  • нахождение в автомобиле во время его движения по территории предприятия (при обкатке, опробовании, перестановке и т.п.) лиц, не имеющих к этому прямого отношения;
  • движение автомобиля при нахождении людей на подножках, крыльях, бамперах, а также на бортах;
  • выпрыгивать из кабины или кузова автомобиля на ходу;
  • перевозить детей в кузове даже оборудованного грузового автомобиля;
  • отдыхать или спать в кабине, салоне или закрытом кузове на стоянке при работающем двигателе.

1.1. К самостоятельной работе на легковом автомобиле допускаются лица, прошедшие:

  • вводный инструктаж;

  • инструктаж по пожарной безопасности;

  • первичный инструктаж на рабочем месте;

  • инструктаж по электробезопасности на рабочем месте. Для выполнения обязанностей водителя автомобиля допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления данной категорией транспорта, не имеющие медицинских противопоказаний для данной профессии, достигшие 18 летнего возраста.

  1. Водитель должен проходить:

  • повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;

  • внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации легкового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности — 30 календарных дней);

  • диспансерный медицинский осмотр – согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03. 1996 .

  1. Водитель обязан:

  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

  • соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

  • соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;

  • использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.

  1. При оформлении водителя на работу за ним должен быть закреплен определенный легковой автомобиль приказом по предприятию.

  2. После зачисления на работу водитель обязан принять транспортное средство по акту и выполнять только ту работу, которая поручена администрацией транспортного отдела.

  3. Водитель должен:

  • уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

  • иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;

  • выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника АХО;

  • во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;

  • содержать рабочее место в чистоте и порядке.

  1. Водитель должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.

  2. При обнаружении неисправностей автомобиля, приспособлений, инструментов и других недостатках или опасностях на рабочем месте немедленно остановить автомобиль. Только после устранения замеченных недостатков продолжить работу на автомобиле.

  3. При обнаружении загорания или в случае пожара:

  • остановить автомобиль, выключить зажигание, перекрыть краны бензопровода и горюче-смазочных материалов;

  • приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни — покинуть помещение.

  1. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.

  2. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.

  3. В соответствии с «Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» водитель легкового автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев)

  4. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:

  • движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;

  • горячие поверхности двигателя, системы охлаждения, глушителя и т. п.

  • отработанные газы в результате сгорания горюче-смазочных материалов;

  • столкновение с другим транспортным средством или наезд на людей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *