Какие организации ведут воинский учет. Ведение воинского учета в организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие организации ведут воинский учет. Ведение воинского учета в организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ от 22.11.2021 года № 700 утверждена новая Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета. Изменился сам порядок проведения проверок работодателей на предмет ведения воинского учета. Теперь проверяется не только факт ведения воинского учета, полнота и достоверность сведений, содержащихся в Карточках гражданина, но и соблюдение организацией необходимости обеспечения исполнения работниками их собственной обязанностей по воинскому учету.

Воинский учет в организации в 2023 году

Как видно из приказа Министерства обороны, политика законодателя направлена на усиление контроля за организацией воинского учета в компании, поэтому важно тщательно подходить к подготовке необходимых документов воинского учета. Вести воинский учет сотрудников обязаны организации, если в них трудится хотя бы один военнообязанный. Если в компании на сегодняшний день нет военнообязанных и призывников, вести воинский учет не нужно.

Военные комиссариаты и органы местного самоуправления проверяют ведение воинского учета в организациях с численностью работающих граждан свыше 500 человек ежегодно, в остальных – не реже одного раза в 3 года.

Что регламентирует Инструкция МО № 700

Она, в частности, определяет:

  • перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены;
  • перечень, формы документов первичного воинского учета, по которым происходит воинский учет граждан в органах местного самоуправления, порядок их хранения и заполнения;
  • перечень, формы документов воинского учета, по которым ведут воинский учет граждан в организациях, порядок их хранения и заполнения;
  • порядок сверки сведений о воинском учете в документах организаций со сведениями военкоматов и/или местных властей;
  • показатели, по которым оценивают деятельность организаций по ведению воинского учета, и критерии оценки.

Необходимо вести воинский учет и сдавать отчетность в течение всего года. Существуют состав и сроки сдачи отчетности. В текущем году сроки передачи ряда форм различаются по регионам.

Предлагаем вашему вниманию таблицу, в которой отражены сроки сдачи необходимых отчетов в военный комиссариат:

Отчет

Срок сдачи

О работниках-мужчинах в возрасте 15 и 16 лет

Предоставляют каждый год в сентябре

О работниках-мужчинах, которых следует поставить в первый раз на учет

Ежегодно до 1 ноября

Анкета на работника с целью первичной постановки на воинский учет

Каждый год до 1.11 вместе с отчетом о сотрудниках, которых нужно поставить на первоначальный ВУ

План действий на год

Следует согласовать как можно быстрее в текущем году

Карточка учёта фирмы в военкомате (форма под номером 18)

В одно время с планом работы во ВУ

О количестве работающих и забронированных граждан, которые пребывают в запасе (форма №6)

Одновременно с планом работы по ВУ

Сведения о принятых на работу либо уволенных сотрудниках, являющихся военнообязанными

В течение 14 дней со дня приема человека на работу или увольнения из фирмы

Сведения о работниках, состоящих, согласно правилам, на воинском учете и не состоящих, но обязанных состоять

2 недели со дня, когда был получен запрос из военкомата, или 14 дней с момента, когда были выявлены такие работники, если уклонисты выявлены компанией самостоятельно

Информация об обеспеченности фирмы трудовыми ресурсами из граждан, пребывающих, в соответствии с документами, в запасе, в военное время и на период мобилизации

Обычно сдают перед новым годом. Нужно уточнить в местном военном комиссариате

Листок сообщения о каких-либо изменениях сведений о тех гражданах, которые состоят на учете в военном комиссариате

В течение 2-ух недель с момента события

Перечень сотрудников для сверки учетных сведений о воинском учете

Не реже одного раза в год. Дату надо уточнить в местном военкомате

Читайте также:  Какие документы нужны для уплаты налога

Кто занимается воинским учетом

За ведение документации по учету военнообязанных на предприятии государственной или муниципальной формы собственности отвечают:

  1. Директор организации.
  2. Начальник отдела кадров (или его заместитель).
  3. Делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС), однако в небольших организациях это нереально. Он создается, когда в учреждении работает от 2000 до 4000 человек, которые подлежат воинскому учету. В таком случае для этой работы выделяют двух человек. В небольших организациях обязанность возлагается на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия военно-учетного стола, ответственные за учет выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе

Процедура позволяет обеспечивать кадрами (руководителями, специалистами, высококвалифицированными кадрами) предприятия в военное время и в период, когда объявляется мобилизация. Граждане имеют отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, в военное время, от призывов на военные сборы.

Для бронирования граждан создается специальная комиссия по мобилизации, которую создает местный орган муниципального образования. Они принимают решение о перечне профессий, возрасту, званию. Далее перечни должностей направляются работодателю. Доводятся до ответственного лица под подпись. Работодатель, в свою очередь, подбирает в штате компании соответствующие кадры и заполняет специальную форму.

Если в организации осуществляется бронирование граждан, то организации необходимо вести дополнительную документацию. Например, связанную с выдачей и учетом удостоверений об отсрочке (данный бланк строгой отчетности компания получает в военкомате), а также план мероприятий по вручению данных удостоверений. Утвержденной формы плана нет. Компания разрабатывает его самостоятельно.

Кто занимается воинским учетом

За ведение учетной документации отвечают:

  • директор организации;
  • начальник отдела кадров (или его заместитель);
  • делопроизводитель, секретарь.

Лучший способ ведения документации — создать военно-учетный стол (ВУС). В нормативах закреплено, чем занимается ВУС, — ведет учетную деятельность в учреждении, в котором работают от 2000 до 4000 военнообязанных человек. В небольших компаниях такие обязанности возлагаются на одного из сотрудников отдела кадров.

Независимо от наличия ВУС, ответственные специалисты выполняют следующие задачи.

  1. Ведут документацию призывников и военнообязанных из персонала предприятия.
  2. Обеспечивают исполнение персоналом предприятия воинской обязанности, предписанной законами РФ.
  3. Документально оформляют сведения о военнообязанных работниках.
  4. Взаимодействуют с подразделениями комиссариата, государственными и муниципальными органами по различным вопросам.

Что должна делать компания в целях ведения воинского учета

В целях ведения воинского учета сотрудников, компании должны:

  • получать у военнообязанных соискателей документы воинского учета при заключении с ними трудовых договоров;
  • вести и хранить личные карточки военнообязанных работников;
  • вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья работников, состоящих на воинском учете (об этих изменениях нужно в 2-недельный срок сообщать в военкомат);
  • выявлять граждан, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы, и принимать необходимые меры к постановке их на воинский учет;
  • направлять в военкомат сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, о приеме их на работу и увольнению (эти сведения нужно направлять в военкомат в 2-недельный срок с момента издания приказа о трудоустройстве или увольнении соответствующего работника по форме, приведенной в приложении № 9 к Рекомендациям);
  • при наличии законной возможности оформлять бронирование военнообязанных работников за организацией-работодателем на период мобилизации и на военное время (для этого работодатель должен находиться в перечне организаций, которые могут бронировать работников от призыва на военную службу);
  • направлять в 2-недельный срок по запросу военкомата необходимые сведения о гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (эти сведения направляют по форме, приведенной в приложении № 10 к Рекомендациям);
  • представлять в военкомат ежегодно до 1 ноября списки сотрудников мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет в следующем году (при наличии таковых);
  • проводить не реже 1 раза в год (точную дату устанавливает военкомат) сверку сведений о воинском учете, содержащиеся в личных карточках сотрудников со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан и сведениями военкомата (для этого в организации должен быть специальный журнал проверок).
Читайте также:  Какие документы нужны для договора дарения в 2023 году

Штрафы за неведение воинского учета работников

Неисполнение организациями обязанностей по ведению воинского учета сотрудников грозит административными штрафами как организациям, так и их должностным лицам. Так, непредставление в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы военнообязанных гражданах влечет наложение на руководство компании административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Непредставление сведений по запросу военкомата влечет наложение на должностных лиц организации штрафа в размере от 300 до 500 рублей, а на саму организацию — от 3000 до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).

Неоповещение сотрудников о вызове их по повестке военного комиссариата грозит руководству организации административным штрафом в размере от 1 000 до 3 000 рублей (ст. 21.2 КоАП РФ).

Зачем нужно вести учет кадров

Все задачи по ведению воинского учета сводятся к обеспечению безопасности государства. Достичь этого можно только с помощью сильной и действующей армии, но содержать в рядах ВС сразу весь контингент нет необходимости, поэтому подавляющая часть мобилизационных ресурсов пребывают в запасе, то есть, ведут обычный образ жизни, работают, учатся, но при малейшей реализации угрозы они должны обеспечить пополнение личного состава.

В запасе пребывают не только солдаты, но и офицеры, лица, владеющие ценными для военного времени специальностями. Эффективное их распределение при мобилизации возможно только в том случае, если в мирное время была своевременно собрана вся необходимая информация, включая место жительства, сведения о работе, образовании, составе семьи и т.д. Как раз это и определяет процедуру ведения воинского учета, только с тем дополнением, что все данные передаются своевременно в военные комиссариаты.

Документы необходимы для воинского учета сотрудников

Общий порядок организации и ведения воинского учета определен Методическими рекомендациями Генштаба ВС РФ, утвержденными 11.07.2017 (далее – Рекомендации Генштаба).

Исходный документ компании по учету военнообязанных сотрудников — приказ об организации воинского учета. Им руководитель назначает работников, ответственных за ведение этого вида учета.

Число специалистов, которые занимаются воинским учетом, зависит от численности сотрудников (п. 12 постановления № 719). Например, малые и средние компании, где на воинском учете состоит менее 500 человек, могут поручить его ведение одному сотруднику, который выполняет эти обязанности по совместительству. Чаще всего в малом и среднем бизнесе этот участок работы ведет главбух или специалист по кадрам.

Также приказ должен содержать сведения о лицах, замещающих уполномоченного сотрудника на период его отсутствия и порядок передачи им всех учетных документов.

Какую отчетность по воинскому учету сотрудников должны сдавать работодатели

Организация обязана подавать в военкомат следующие сведения о военнообязанных сотрудниках:

  • уведомление о приеме на работу или увольнении (приложение № 9 к Рекомендациям Генштаба);
  • уведомление об отсутствии у принятого на работу сотрудника документов, необходимых для воинского учета, если такой факт установлен;
  • иные сведения по запросу военного ведомства.

На предоставление перечисленных сведений дается срок 14 дней с даты приема на работу, увольнения или получения запроса. Помимо этого, организация должна ежегодно в срок до 1 ноября предоставлять списки работников, которые будут поставлены на воинский учет в будущем году.

Периодическая отчетность по воинскому учету включает 2 основных документа:

  • карточку учета организации (форма № 18);
  • отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе (форма № 6).

Карточку по форме № 18 в первый раз компания подает в 14-дневный срок с даты регистрации, далее — один раз в 2 года до 31 декабря текущего года по состоянию на 1 января следующего года.

Сроки сдачи формы № 6 — те же, что и для формы № 18. Ее нужно заполнять в трех экземплярах, два из которых пойдут в военкомат и комиссию по бронированию, а третий — останется в организации.

Образцы отчетов и указания по их заполнению изложены в письмах Минкультуры:

  1. Для формы № 18 — письмо от 21.10.2015 № 344-01-39-ВА.
  2. Для формы № 6 — письмо от 03.11.2003 № 125-01-16/24.

Несмотря на то, что указанные письма формально относятся только к организациям из сферы культуры, их могут использовать и компании из других отраслей. Порядок воинского учета сотрудников не зависит от отраслевой принадлежности. Также организация может обратиться за дополнительными разъяснениями в свой военкомат.

Читайте также:  В РСВ включается раздел 3, даже если это «нулевка и организация некоммерческая

Предприятия (компании), не занимающиеся бронированием работников, ежегодно до 31 декабря представляют в территориальный военкомат качестве отчета по форме Ф-18, по состоянию на 1 января будущего года.

Организации, где работают работники с бронью, дополнительно направляют в военкомат отчет о численности работающих и забронированных сотрудников.

Кроме того, предприятие (фирма) предоставляет в военкомат:

  • сведения о трудоустроенных или уволенных работниках, состоящих на воинском учете — на протяжении 2 недель с даты приема на работу или со дня увольнения;
  • списки юношей, которым в следующем году исполнится 17 лет, — до 01.11 каждого года.

Документы для ведения воинского учета

Воспользуйтесь чек-листом, чтобы убедиться, правильно ли организован воинский учет в компании:

  1. Проверьте наличие документов воинского учета у работников. Сведения в них и в личной карточке Т-2 должны совпадать.
  2. Для этих целей подготовьте проект приказа, которым руководитель установит обязанность для работников, подлежащих воинскому учету, приносить ответственному лицу документы для проведения сверок. Обратите внимание: желательно не забирать у работников документы воинского учета, а проводить сверки в их присутствии. Если вы все же берете на время документы — заполняйте расписки и ведите журнал учета приема таких расписок. Это рекомендуют сами военкоматы.
  3. Запросите документы:
    • у призывников — удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу;
    • военнообязанных — военный билет или справку взамен военного билета, временное удостоверение, выданное взамен военного билета.
  • Справка взамен военного билета. Выдается по заключению призывной комиссии после достижения 27 лет гражданам, которые без законных оснований уклонились от военной службы. Документ указывает на то, что такой гражданин все же находится в запасе.
  • Временное удостоверение. Выдается для установления личности военнообязанных, у которых нет необходимых документов для оформления и выдачи им военных билетов. А также для проверки и подтверждения подлинности предъявленных ими документов, для запроса и получения военных билетов, которые были сданы на хранение в военный комиссариат муниципального образования по прежнему месту их жительства. На удостоверении должна быть подпись военного комиссара и гербовая печать.
  • Обратите внимание: отказать в приеме на работу в связи с отсутствием документов воинского учета нельзя.

Ответственность. Новые штрафы за нарушения ведения воинского учета

Изменения законодательства: в десять раз увеличены размеры административного штрафа за нарушения ведения воинского учета. Срок исковой давности за нарушения увеличен с двух месяцев до трех лет (Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ, ст. 4.5 КоАП РФ).

С 5 мая 2020 года для руководителей или других должностных лиц организации или органа местного самоуправления, ответственных за военно-учетную работу, действуют штрафы:

  • Не представили в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списки граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет: от 1000 до 3000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  • Не оповестили граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, и не обеспечили им возможность своевременной явки по вызову: от 1000 до 3000 руб . (ст. 21.2 КоАП РФ)
  • Не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведения о принятых на работу, учебу либо об уволенных с работы, отчисленных из образовательных организаций гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете: от 1000 до 5000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Одной из форм военучёта служит система бронирования граждан. Предназначением этого действия является обеспечение необходимыми кадрами госструктур и теруправления в случае проведения мобилизационных мероприятий.

Регламент проведения резервирования прописан в законе о воинском учёте. По нормативам задачей спецучёта и бронирования является обеспечение учреждений, которые выполняют крайне важные для государства функции руководством, сотрудниками необходимой квалификации. В мирное время эти лица имеют статус военнообязанных, освобождённых от призыва при прохождении мобилизации. Эти же особы не призываются на военсборы в рамках срока наложения на них брони.

Основной характеристикой определения военизированного резерва складывается из соблюдения консенсуса создания баланса между существующими кадрами. Заключается это в равновесии между сотрудниками, важными для поддержания уровня работоспособности предприятия с работниками, которые могут пополнить личный состав ВС в случае надобности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *