Защита прав предпринимателей и юридических лиц в суде

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав предпринимателей и юридических лиц в суде». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Судебная охрана прав предпринимателей – многоступенчатый процесс, который начинается задолго до обращения в арбитраж. Так, чтобы исковое заявление было принято, необходимо до его подачи направить ответчику претензию с просьбой добровольно удовлетворить содержащиеся в ней требования. Только при условии, если соблюден досудебный порядок урегулирования, можно начинать защиту своих интересов с помощью арбитражного процесса в суде.

22.1. Понятие, способы и формы защиты прав предпринимателей

  • Под защитой прав предпринимателей понимается совокупность нормативно установленных мер (механизмов) по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав и интересов их обладателей, которые осуществляются в определенных формах, определенными способами, в законодательно определенных границах, с применением к нарушителям мер юридической ответственности, а также механизма по практической реализации (исполнимости) этих мер.[19]
  • Понятие «защита права» следует отличать от понятия «охрана права», которое обычно трактуется более широко, так как включает любые меры, направленные на обеспечение интересов управомоченного субъекта.
  • Под правовой охраной принято понимать совокупность гарантий государства, связанных с нормативным запрещением либо иным ограничением определенных действий против охраняемого объекта и направленных на предупреждение и профилактику правонарушений.[20]
  • Предметом же защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.
  • Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.
  • Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.
  • Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.
  • К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.
  • По своей природе пресекательными являются действия по:
  • признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

неприменению судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону, и т. д.

  1. К восстановительным относятся способы, направленные на признание за субъектом определенных прав, а также на восстановление положения, имевшего место до нарушения права.
  2. Восстановительными способами являются:
  3. • признание права;
  4. • признание оспоримой сделки недействительной и применению последствий ее недействительности;
  5. • присуждение к исполнению обязанности в натуре;
  6. • возмещение убытков и компенсации морального вреда и др.
  7. К штрафным относятся способы, направленные на применение против нарушителя нормативно установленных санкций (мер ответственности) за противоправное поведение.
  8. • штрафным способам защиты можно отнести действия по:
  9. • взысканию неустойки, процентов за пользование чужими денежными средствами;
  10. • обращению незаконно полученного по сделке в доход государства;

Как регулируется защита прав предпринимателей и юридических лиц?

Осуществление защиты юридических лиц и частных предпринимателей осуществляется в соответствии с предусмотренными законом принципами. Согласно ст. 3 ФЗ № 294-ФЗ установлено несколько основных начал, позволяющих обеспечить интересы субъектов бизнеса.

Относят к ним следующее:

  • Уведомительный порядок.

То есть о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности необходимо извещать. Такой процесс позволит соблюсти и обеспечить права субъектов бизнеса еще на начальном этапе работы.

  • Презумпция добросовестности.

Речь идет о предположении честности и законности действий юридических лиц и предпринимателей.

  • Открытость и доступность нормативной базы для осуществления деятельности субъектов предпринимательства.

Законы предусматривают требования, предъявляемые к субъектам бизнеса, чтобы те могли их соблюдать и самостоятельно обеспечивать свою защиту в случае проверок, а также ограничения для органов власти, осуществляющих надзорные мероприятия.

  • Проведение надзорных мероприятий только в рамках установленных законом полномочий.

Любое злоупотребление со стороны должностных лиц потребует юридической защиты прав предпринимателей, в том числе в судебном порядке. Ни один представитель бизнеса не должен страдать из-за действий госорганов, реализующих полномочия за пределами своей компетенции.

  • Проведение проверок по конкретному вопросу только одним уполномоченным органом.

Защита прав предпринимателей предполагает надзорные действия в рамках определенного предмета со стороны только государственного или муниципального органа. Одни и те же проверочные мероприятия не могут исходить сразу от нескольких субъектов власти.

  • Недопустимость требования от субъектов предпринимательства получения разрешений для осуществления деятельности.

Только действующее законодательство может предусматривать конкретный перечень работ, предполагающий наличие лицензий и иных разрешительных документов. Если НПА подобное не предусмотрено, органы власти не могу требовать это.

  • Ответственность органов государственной власти, осуществляющих проверочные мероприятия в отношении предпринимателей.

Обеспечение контроля над деятельностью уполномоченных субъектов рассматривается так же, как защита прав предпринимателей и юридических лиц. Это гарантирует устранение фактов самоуправства и злоупотребления со стороны органов власти, что особенно важно при проведении проверок.

  • Безвозмездный характер осуществления проверок.

Предприниматели должны помнить, что никакие надзорные мероприятия не предусматривают оплаты. Все осуществляется в рамках закона, согласно определенным планам проверок.

Финансирование всех мероприятия проводится из средств бюджета. Какого бы рода не была проверка, юридическое лицо или ИП не имеют отношения к ее материальному обеспечению. Требования о передаче денег можно расценивать, как вымогательство взятки.

  • Разграничение полномочий органов власти.

Надзорные действия выполняются конкретными субъектами власти, имеющими определенную компетенцию. Это могут быть государственные и муниципальные органы, должностные лица регионов. Субъект проверки определяется согласно ее предмету и опирается только на положения федерального и регионального законодательства.

Таким образом, защита прав предпринимателей при осуществлении контроля полностью регулируется законом. Несмотря на обширные полномочия, органы власти ограничены в своих возможностях и также могут подвергаться ответственности при нарушении установленных правил.

Закон о защите индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

Рассмотрим подробнее законы о защите прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Главные права и обязанности ИП в России закреплены в конституции. Определить права предпринимателя как плательщика налогов можно в Налоговом кодексе. Например, предприниматель имеет право запросить данные у представителей госорганов контроля, использовать выбранную систему налогообложения, подавать жалобы на решения и действия представителей налоговых служб.

Читайте также:  Прожиточный минимум в Приморском крае на 2023 на одного человека и ребёнка

Как участник хозяйственных отношений ИП имеет права, которые закреплены в контракте или соглашении, подписанном сторонами этих отношений. контрагента. В большей мере правомочия и обязательства здесь определяются контрактом, соглашением между сторонами. Но предприниматель всегда имеет право на прибыль и выбор контрагентов. Трудовой Кодекс Российской Федерации, в свою очередь указывает, какие права ИП имеет как работодатель и границы прав сотрудников. Предприниматель имеет право нанять сотрудников, создавать должностные инструкции, а также прочие документы с требованием придерживаться их.

ИП вправе самостоятельно выбрать, каким делом заниматься, определить рыночный сегмент, заключать сделки. В федеральном законе № 294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» описано, какие права имеет предприниматель при проверках. Например, ИП имеет право присутствовать, когда осуществляется госконтроль, а также объяснять вопросы, которые возникают по предмету контроля. Предварительно предпринимателя информируют о проведении госконтроля, а затем органы надзора должны уведомить его о результатах. Результаты можно обжаловать, а в случае нарушения прав потребовать возмещения убытков.

Суть досудебного порядка урегулирования экономических споров

В ситуациях, когда федеральный закон или договор устанавливает досудебный порядок урегулирования определенных категорий споров, для спора допустимо быть переданным на рассмотрение арбитражному суду только после того, как соблюден данный порядок. Речь об этом идет в ч.5 ст.4 ЛПК.

В Гражданском кодексе есть положения, на основании которых требования относительно изменения или расторжения договора допустимо направить в суд только после того, как получен отказ иной стороны на внесудебное разрешение проблемы или не получен ответ в срок, который установлен. Речь об этом идет в п.2 ст.452 ГК.

Замечание 4

Ряд федеральных законов, таких как «О связи» или «О почтовой связи» содержат информацию относительно обязательного досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров.

Для досудебного порядка такого типа свойственно иметь обязательный характер для истца исключительно в случае, если это предусмотрено федеральными законами или договорами. В ситуациях, когда это не предусмотрено в ряде положений или иных подзаконных актах, то его соблюдение не является обязательным.

Помимо этого, в ситуациях, когда досудебный порядок указывается в договорах, то для него важно быть четко регламентированным. Важно учитывать, что для законодателя характерно делать исключения из общего правила относительно применения досудебного порядка урегулирования споров. Третьи лица, которые заявляют ряд самостоятельных требований о предмете спора, не подлежат исполнению обязанности соблюдения этого порядка даже в ситуациях, когда это предусматривается федеральными законами или договорами для этого типа споров. Речь об этом идет в ст.50 АПК.

В ситуациях, когда данный вид порядка не подлежит соблюдению, иск оставят без рассмотрения. В качестве доказательства следования истца данном порядку выступает копия претензии и документация, которая подтверждает ее направление ответчику.

Замечание 5

Важно упомянуть о новом подходе законодателя к теме относительно досудебного порядка урегулирования споров. Он независим от наличия вероятности его соблюдения. Не принимая во внимание это, не следование досудебному порядку – основание для того, чтобы оставить иск без рассмотрения.

С практической стороны особый интерес представляет процедура взыскания средств, которые признаны должником, в ситуациях, когда претензионный порядок предусмотрен договором. Суть заключается в том, что на основании законодательства для кредитора недопустимо списывать сумму, которая признана должником по претензии. Но в ситуациях, когда в договоре и в ответе на претензию нет условия относительно бесспорного списания суммы, а должник уже осуществил ее перечисление, для кредитора допустимо направить обращение в арбитражный суд с иском относительно взыскания задолженности, хоть претензия и была признана.

Законодательством предусмотрены следующие судебные формы защиты прав предпринимателей: защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ; защита прав предпринимателей арбитражным судом; защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции.

Защита прав предпринимателей Конституционным Судом РФ. Судебным органом конституционного контроля, осуществляющим судебную власть, является Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд рассматривает дела:

1) по запросам ряда органов власти, включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации;

2) рассматривает споры о соотношении компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.

Защита прав предпринимателей арбитражным судом. Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями, учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя.

Арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:

1) между организациями – юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;

2) между организациями – юридическими лицами и государственными или иными органами;

3) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.

Защита прав и интересов предпринимателей судом общей юрисдикции. Споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью.

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:

– споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам;

– заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены.

Суд общей юрисдикции рассматривает заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия.

Суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно.

Читайте также:  Пенсия ребёнка инвалида в 2023 в Москве

В судах общей юрисдикции рассматриваются споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициями.

Особенности защиты прав предпринимателей

Предприниматель может быть и истцом, и ответчиком в суде. Защищать свои права он может самостоятельно либо с привлечением адвоката соответствующей квалификации. Субъекты бизнеса пользуются общими правилами обращения в судебные органы. Перед тем как подать заявление в суд, необходимо собрать доказательства нарушения прав, провести подготовку, выполнить необходимые процедуры досудебного урегулирования.

Права и интересы субъектов предпринимательства, нарушенные в ходе рассмотрения дел в судах разных юрисдикций, могут быть защищены Конституционным судом РФ. Обращение в конституционную судебную инстанцию должно быть мотивированным и основываться на нарушении конкретных прав и свобод предпринимателя. Привлеченный юрист находит аргументы для обращения в КС РФ, составляет жалобу и участвует в рассмотрении дела по существу. Конституционный суд рассматривает жалобы предпринимателей о несоответствии главному закону страны конкретных нормативно-правовых актов или их отдельных положений.

По Арбитражному кодексу РФ суды данной юрисдикции рассматривают экономические претензии и споры между хозяйствующими субъектами, другими организациями и частными лицами. Порядок обращения в арбитражный суд предусматривает досудебную претензионную процедуру по исковым заявлениям. Другие категории дел, связанные с коммерческой деятельностью предпринимателя, рассматриваются в заявительном порядке.

Для рассмотрения дела по существу в арбитраже следует основательно подготовить пакет документов, которые доказывают нарушение прав и интересов бизнеса.

Государственные органы и здравый смысл призывают стороны самостоятельно искать точки соприкосновения. Законодательство предусматривает, что все аспекты взаимодействия регламентирует заключенный договор. Любые аспекты, не нашедшие своего отражения в подписанном документе, решаются в соответствии с федеральным или региональным законодательством. Если самостоятельно сделать это не удается, последнее слово остается за судебными органами.

После любых проверок государственными органами формируется статистика, отражающая законопослушность компании. При любых нарушениях делается соответствующая отметка в акте проверки. Если проведение проверки или ее результаты вызвали у юрлица или ИП вопросы, то порядок действий здесь следующий:

  • в составляемом акте сделать соответствующую отметку;
  • если проверяющие запрещают сделать запись, ИП обращается в орган, которым и проводится контроль;
  • если речь идет об изъятии документов для углубленного изучения, закон предусматривает возможность получить ИП или юрлицу копию описи бумаг;
  • закон не допускает изъятие бумаг, не относящихся к сфере или возможному правонарушению, которое и послужило основой ревизии.

Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей

За последние 5 лет, мы не проиграли ни одного дела. В нашем штате работают только опытные юристы — кандидаты и доктора юридических наук. Поэтому, мы можем давать 100% гарантии качества услуг и брать на себя финансовую ответственность за свои действия.

На протяжении более чем четверти века конституционно-судебная практика, очищая действующее законодательство от дефектных положений и выявляя его подлинный, соответствующий Конституции Российской Федерации смысл, оказывает глубокое влияние на совершенствование нормативных условий предпринимательской деятельности.

Материально-правовые – меры по защите предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами материального права.

См. также: Постановление от 23 февраля 1999 года N 4-П, определения от 24 декабря 2013 года N 1961-О, от 27 октября 2015 года N 2461-О.

Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.

Комментарии к ст. 11 ГК РФ

1. Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным ст. 46 Конституции.

Комментируемая статья закрепляет три важных положения. Во-первых, гражданские права подлежат защите в суде независимо от того, имеется ли соответствующее указание в ГК и иных законах; во-вторых, суд защищает не только права, но и законные интересы, при этом защите подлежит как нарушенное, так и оспариваемое право; в-третьих, судебный порядок является преимущественной, но не единственной формой защиты прав. Допускается и административный порядок защиты гражданских прав, однако он возможен только в случаях, предусмотренных законом, и за субъектом гражданского правоотношения сохраняется право обжаловать в суд решение, принятое в административном порядке. При этом право обжалования не зависит от того, предусмотрена ли такая возможность законом или иными правовыми актами.

2. В статье определены судебные органы, осуществляющие защиту гражданских прав. К ним отнесены суд общей юрисдикции, арбитражный суд и третейский суд. В последующем ГК использует общий термин — суд.

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1) установил, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.

Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона к федеральным судам отнесены: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ и составляющие его систему федеральные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ и составляющие его систему федеральные арбитражные суды. Суды осуществляют судебную власть в Российской Федерации. При этом судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Третейские суды, упомянутые в п. 1 комментируемой статьи, не входят в судебную систему. В силу ст. 11 ГК они осуществляют защиту гражданских прав в соответствии с действующими о них нормативными актами. Однако спор на разрешение третейского суда может быть передан лишь при наличии соглашения об этом сторон спорного правоотношения. Выбор между государственными судами и третейским судом предоставлен спорящим сторонам.

3. В статье не разграничена компетенция между органами, входящими в судебную систему. Подведомственность дел каждому из судов определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», Гражданским процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом и иными законами.

Для разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов в процессуальном законодательстве использованы два критерия: субъектный состав спорящих сторон и (или) характер правоотношений, из которых возник спор. Прежде всего подведомственность спора предопределена субъектами спорных правоотношений. Споры с участием граждан — физических лиц, как правило, подведомственны судам общей юрисдикции. Споры с участием юридических лиц и граждан — индивидуальных предпринимателей рассматривает арбитражный суд. Это правило знает несколько исключений. Во-первых, в арбитражном суде рассматриваются дела с участием граждан — кредиторов по заявлениям о признании несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей; во-вторых, заявления граждан о признании незаконными отказа или уклонения от их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В таких случаях основное значение для определения подведомственности отдается не субъектам спора, а характеру спорных правоотношений.

Читайте также:  Повышающие коэффициенты к нормативам потребления коммунальных услуг

Этот же критерий использован при отнесении к компетенции судов общей юрисдикции разрешения споров между органами транспорта и организациями — клиентами, возникающих из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном, автомобильном и воздушном грузовом сообщении.

Основные критерии разграничения компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов определены в Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» (Вестник ВАС РФ. 1992. N 1. С. 84), а также в п. п. 13 — 15 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.

4. Полномочия Конституционного Суда РФ установлены ст. 3 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447). К ним отнесена проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Проверка осуществляется по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод и по запросам судов.

5. Организация деятельности арбитражных судов определена Конституцией, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589) и АПК. К подведомственности арбитражного суда отнесены экономические споры, возникшие из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами — индивидуальными предпринимателями, между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации; между субъектами Российской Федерации. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций и граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или соглашением сторон спорного правоотношения.

Статья 22 АПК к экономическим относит споры о разногласиях по договору в случаях, предусмотренных законом, об изменении условий договора либо о его расторжении; споры о собственности; о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств и другие имущественные споры, возникающие в предпринимательской деятельности и вытекающие из гражданских отношений. Экономическими спорами законы об арбитражном суде называют также споры из административных и иных правоотношений, связанные с защитой гражданских прав организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе о признании недействительными ненормативных (индивидуальных) неправомерных актов государственных органов и органов местного самоуправления, отказ или уклонение от государственной регистрации организации или гражданина — индивидуального предпринимателя и в иных случаях, когда предусмотрена государственная регистрация и др.

Перечень экономических споров, перечисленных в ст. 22 АПК, не является исчерпывающим.

Арбитражные суды — это специализированные суды, задачей которых прежде всего является разрешение экономических споров в сфере предпринимательской деятельности. Поэтому все остальные споры, не отнесенные к подведомственности Конституционного Суда и арбитражных судов, разрешаются судами общей юрисдикции. В ст. 28 ГПК закреплен приоритет общей судебной подведомственности и установлено, что при соединении нескольких связанных между собой требований, из которых одно подведомственно суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

6. Третейские суды, хотя они и не входят в систему судебных органов Российской Федерации, названы в комментируемой статье судами, осуществляющими защиту гражданских прав. Третейский суд избирается сторонами гражданского правоотношения для разрешения возникшего или могущего возникнуть между ними спора о праве гражданском. Они могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами.

Порядок создания третейского суда для рассмотрения споров, подведомственных судам общей юрисдикции, определен Положением о третейском суде (приложение N 3 к ГПК). Статья 1 Положения не допускает передачу гражданами в третейский суд споров по поводу трудовых и семейных правоотношений. Передача гражданами споров таким судам на практике почти не встречается.

Формы защиты прав предпринимателей

Форма защиты прав предпринимателей — это внутренне согласованные организационные меры по защите субъективных прав и интересов, охраняемые законом.

Существуют две формы защиты прав и интересов предпринимателей — внесудебные и судебные формы.

К внесудебной форме защиты прав предпринимателей относятся:

  • нотариальная защита;
  • досудебное урегулирование споров;
  • третейское разбирательство.

Судебная форма защиты прав предпринимателей осуществляется при помощи:

  • судов общей юрисдикции;
  • арбитражных судов;
  • Конституционного Суда РФ.

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Права и ответственность предпринимателя при проведении проверки

Согласно статьи 21 Закона о защите прав предпринимателей, индивидуальный предприниматель, равно как его уполномоченный представитель и представитель организации, при проведении проверки контролирующим органом имеют право:

  • присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  • получать от контролирующего органа информацию, которая относится к предмету проверки, и знакомиться с документами, полученными органами в рамках межведомственного информационного воздействия и предоставлять такие документы по собственной инициативе;
  • знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки информацию об ознакомлении с результатами проверки, о своем согласии и несогласии с ним, а также с отдельными действиями должностных лиц;
  • обжаловать действия должностных лиц, если такие действия повлекли нарушение прав предпринимателя при проведении проверки;
  • привлекать к проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного в субъекте РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *