Штрафы за нарушение правил торговли алкогольной 2023 продукцией

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение правил торговли алкогольной 2023 продукцией». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С 1 марта 2023 года все участники оборота пива смогут зарегистрироваться в системе «Честный знак». Но дата начала обязательной маркировки будет зависеть от их роли на рынке, а также от того, что именно они продают. Точнее, в какой упаковке.

Для производителей и импортёров утверждены такие сроки начала маркировки пива и пивных напитков:

  • в кегах — с 01.04.2023,
  • в стеклянной или полимерной потребительской упаковке — с 01.10.2023,
  • в иной упаковке — с 15.01.2024.

Для продавцов установлены более поздние сроки обязательной маркировки пива:

  • продавцы разливного пива должны будут передавать в «Честный знак» сведения о продажах (частичном выбытии) пива с 15.01.2024;
  • продавцы пива в потребительской упаковке — с 01.06.2024.

С некоторых пор нельзя будет ввезти в Россию пиво без маркировки из стран ЕАЭС. Сроки такие:

  • немаркированное пиво в кегах запрещено ввозить с 01.04.2023,
  • в стеклянной или полимерной потребительской таре — с 01.10.2023,
  • в другой упаковке — с 15.01.2024.

Запрет на оборот распространяется на пиво и прочие подлежащие маркировке напитки, которые произведены позже указанных дат. Если продукция произведена раньше и не была промаркирована, то её оборот сразу не запрещается.

Так, напиток без маркировки в кегах может находиться в обороте до 01.04.2024, а в потребительской упаковке — до 15.01.2025. После наступления указанных сроков на рынке не должно остаться немаркированного пива в соответствующей таре.

Как подготовиться к маркировке пива: необходимое оборудование

Производитель/импортер Опт Розница
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный Знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Принтер этикеток
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный Знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Усиленная квалифицированная электронная подпись
  • Регистрация в системе Честный Знак
  • ЭДО
  • Сканер штрихкодов
  • Онлайн-касса с ФФД 1.2.
  • Товароучетная программа. Например, МойСклад

Заказ кодов. Производителю или импортеру надо указать в Честном Знаке фактический объем, если в карточке кода товара в поле «Характеристика упаковки» указано значение «Упаковка специализированная».

Если фактический объем не указан хотя бы для одного кода со значением «Упаковка специализированная», то такой отчет будет обработан с ошибкой для всех кодов. Производитель или импортер обязан указывать объем пива в кегах.

Розничная продажа. Три схемы реализации:

  • Выбытие кеги целиком при установке на станцию розлива посредством сканирования и последующей подачи сведений в Честный Знак.
  • Выбытие кеги частичное: при каждом розливе необходимо фиксировать этот факт путем подачи сведений в Честный Знак.
  • Фиксация факта вскрытия и установки кеги в розлив и фиксация факта окончания розлива по факту опустошения кеги.

Как ИП продавать пиво без штрафов

ИП продает пиво только в розницу. Предприятие не попадет под штрафные санкции, если будет соблюдать положения закона № 171-ФЗ.

Продавать алкоголь можно только совершеннолетним гражданам. Максимальный объем тары, в которой ИП отпускает пиво в розницу — полтора литра. В магазинах торговля ограничена и по времени — с 8 до 23 часов. Региональные власти могут вводить дополнительные требования.

ИП продают пиво и другие алкогольные напитки с долей этилового спирта менее 9% без лицензии. Чтобы работать без штрафов, понадобится онлайн-касса и регистрация в ЕГАИС.

При розничной продаже пива и пивных напитков ИП обязаны осуществлять учет и декларирование объема розничных продаж.

Ограничение по времени

Для всей страны действует правило, что продажа алкоголя находится под запретом с 23 часов вечера до 8 часов утра. Данное правило не распространяется на продажу алкоголя в открытых бутылках или в виде коктейля с алкоголем в бокалах.

Некоторые муниципальные образования воспользовались своим законным правом на увеличение временных промежутков, когда покупка алкоголя недопустима.

Приведем установленные ограничения на продажу в табличной форме.

Регион Время, когда алкоголем нельзя торговать
Санкт-Петербург 22.00 – 11.00
Республика Адыгея 22.00 – 11.00
Карачаево-Черкесская республика 21.00 – 11.00
Ивановская область 21.00 – 9.00
Республика Дагестан 20.00 – 10.00
Ненецкий АО 20.00 – 11.00
Чукотский АО 20.00 – 12.00
Тамбовская и Тюменская обл. 21.00 – 8.00
Владимирская область 21.00 – 9.00
Иркутская область 21.00 – 9.00
Новгородская область 21.00 – 10.00
Липецкая область 21.00 – 9.00
Кировская область 22.00 – 8.00 (выходные и праздники)

23.00 – 8.00

Амурская область 21.00 – 11.00
Псковская область 21.00 – 11.00
Еврейская АО 22.00 – 11.00
Краснодарский край 22.00 – 11.00
Коми 22.00 – 8.00
Рязанская область 22.00 – 8.00
Сахалинская область 22.00 – 8.00
Севастополь 22.00 – 8.00
Брянская область 22.00 – 8.00
Архангельская область 22.00 – 8.00
Московская область 21.00 – 11.00
Саратовская область 22.00 – 10.00
Астраханская область 21.00 – 10.00
ХМАО-Югра 20.00 – 8.00
Приморский край 22.00 – 9.00
Ленинградская область 22.00 – 9.00
Нижегородская область 22.00 – 9.00
Алтайский край 23.00 – 10.00
Республика Крым 23.00 – 10.00
Мурманская область 21.00 – 11.00
Калининградская область 22.00 – 10.00
Калужская область 22.00 – 10.00
Томская область 22.00 – 10.00
Тверская область 22.00 – 10.00
Удмуртия 22.00 – 10.00
Магаданская область 22.00 – 10.00
Республика Чувашия 22.00 – 10.00
Читайте также:  Сертификат молодая семья 2023 Воронеж

В Москве алкоголь реализуется по федеральным правилам: с 8 утра до 23 вечера. Не стали вводить дополнительные ограничения республика Башкортостан, Карелия, Калмыкия, Северная Осетия, Хакасия, Волгоградская, Кемеровская, Курганская, Курская, Пензенская, Ростовская, Смоленская, Челябинская, Ярославская области, Забайкалье.

В ночное время приобрести алкогольные напитки, не нарушая положения законодательства, можно в кафе, ресторанах, барах, буфетах, пабах.

Ответственность за торговлю товарами без маркировки: кто проверяет и накладывает штраф, если отсутствуют маркеры

Требование о необходимости использования маркирования ФЗ-487 от 31.12.17 вступил в силу с 01.01.2019. Документ описывает категории, подлежащие обязательному процессу, а также определяет ответственность предпринимателей в случае совершения правонарушения при реализации торговой деятельности.

Закон повлек за собой внесение корректировок в акты о ведении торговли и использовании кассовых аппаратов, полностью внес запрет на реализацию изделий без кодов. Нововведение также гласит о необходимости переведения в новый режим всех объектов не позднее 2024 года.

Статья 15.12 КоАП РФ определяет размер и схему назначения штрафных санкций за производство, импорт/экспорт, а также продажу с правонарушениями. При этом у граждан, уклоняющихся от требований, допускается изъятие отдельных вещей, после чего организация может продолжать работу в стандартном режиме, но с учетом правил.

В отдельных случаях нарушителям грозит уголовное преследование, соответствующее ст. 171.1 УК РФ.

Полный перечень, нуждающийся в маркировании перечислен в письме Правительства 792-Р.

Новая программа контроля разработана для борьбы с подделкой и торговлей товарами несоответствующего качества. Государство преследует цель до 24 года создать единый каталог, который обеспечит высокий уровень прослеживаемости, позволит вывести на рынок только оригинальную продукцию наивысшего качества.

Госпрограмма «Честный ЗНАК» предполагает участие всех деятелей экономики: производители и поставщики разрабатывают индивидуальные карточки, описание и предоставляют максимально точные сведения для их печати. DataMatrix-маркеры отличаются наивысшей степенью защиты и являются неповторимым идентификатором для любого продукта. Таким образом, передвижение их на каждом уровне отслеживается через электронный оборот документов, что позволяет потребителю проверить штрих-код и происхождение.

Штрафы за несоблюдение сроков передачи данных в систему маркировки

Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 204-ФЗ дополнил Кодекс новой статьей 15.12.1, которая вступила в силу 1 декабря 2021 года. В ней установлен отдельный штраф за производство и продажу товаров без передачи данных в «Честный ЗНАК». Размер взыскания составляет:

  • для ИП и должностных лиц — от 1 тысячи до 10 тысяч руб.;
  • для юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч руб.

При передаче товара другому участнику оборота или приемке необходимо предоставить данные в систему маркировки через систему ЭДО (электронного документооборота), отправив УПД (универсальный передаточный документ) с КМ.

Такие же штрафы распространяются на правонарушения, если участник рынка:

  • отправил в «ЧЗ» неполную или недостоверную информацию;
  • нарушил сроки предоставления сведений в систему.

Вместо денежного взыскания правонарушитель может получить предупреждение. Но только в том случае, если несоблюдение закона не повлекло за собой последствий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса.

Комментарии к статье 14.16 КоАП РФ, судебная практика применения

В Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018 года приведены следующие правовые позиции:

Алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, подлежат изъятию, а не конфискации

Указанные в пункте 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию, а не конфискации (см. подробнее п. 1 Обзора практики).

Конфискация как обязательное дополнительное наказание по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ не применяется в отношении орудий и предметов, находящихся в незаконном обороте

Читайте также:  Заполнение декларации по прибыли за 1 квартал в 2023 году

Конфискация как безальтернативное (обязательное) дополнительное наказание, предусмотренное за совершение административного правонарушения, не может быть применена в отношении орудий совершения и предметов административных правонарушений, признаваемых на основании пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ находящимися в незаконном обороте (см. подробнее п. 2 Обзора практики).

Конфискации подлежит только та алкогольная продукция, которая являлась предметом правонарушения

Конфискации подлежит только та алкогольная продукция, которая являлась предметом административного правонарушения (см. подробнее п. 6 Обзора практики).

Конфискация алкогольной продукции применяется судом только в случае, если она предусмотрена санкцией статьи КоАП РФ

Конфискация алкогольной продукции может быть применена судом только в том случае, если она предусмотрена санкцией подлежащей применению статьи КоАП РФ (см. подробнее п. 7 Обзора практики).

Подлежит изъятию транспортное средство, использованное при незаконном обороте алкогольной продукции

Автотранспортное средство, использованное при осуществлении незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в качестве орудия совершения административного правонарушения, подлежит изъятию у субъекта такого правонарушения (см. подробнее п. 12 Обзора практики).

Алкогольная продукция, находящаяся в незаконном обороте, направляется судом на уничтожение при отсутствии сведений об изъятии и уничтожении данной продукции по иному делу

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, находящиеся в незаконном обороте, направляются судом на уничтожение при отсутствии у него сведений об исполнении иного судебного акта об изъятии и уничтожении названного имущества по иному, в том числе уголовному, делу (см. подробнее п. 13 Обзора практики).


В Обзоре судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 КоАП РФ, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017 года приведены следующие правовые позиции:

Ответственность по статьям 14.1 КоАП РФ и 14.16 КоАП РФ за деятельность без лицензии и оборот алкогольной продукции

Осуществление лицом запрещенной для него лицензируемой деятельности с нарушением установленных правил ее ведения не препятствует квалификации данного деяния как по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), так и по статье КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил ее осуществления (см. подробнее п. 2 Обзора судебной практики).

Розничная продажа алкогольной продукции в ночное время квалифицируется по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ

Осуществление лицом розничной продажи алкогольной продукции в ночное время в нарушение пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ подлежит квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

… Любое нарушение указанных требований Закона N 171-ФЗ или правил одновременно будет являться нарушением лицензионных требований и подлежит квалификации по соответствующей статье (части статьи) КоАП РФ.

Вместе с тем часть 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусматривает самостоятельную административную ответственность за нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. В связи с этим действия общества по реализации алкогольной продукции в ночное время свидетельствуют о нарушении им правил розничной продажи алкогольной продукции и подлежат квалификации по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, которой предусмотрена административная ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (см. подробнее п. 17 Обзора судебной практики).


В п.п. 19, 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Доказательства, подтверждающие факт реализации

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 ГК РФ).

В 2021 году президент РФ Путин В. В. подписал закон об ужесточении наказания за незаконный оборот алкогольной продукции. Теперь Уголовный кодекс изменен и дополнен статьями о незаконной торговле, обороте и производстве горячительных напитков.

В статье 171.3 УК РФ прописана ответственность за незаконное изготовление и реализацию горячительных напитков в крупном размере (свыше 100 тысяч рублей, но не более 1 миллиона рублей):

  • денежное взыскание от 2 до 3 миллионов рублей;
  • привлечение виновного к оплачиваемой работе сроком до 3 лет;
  • принудительная изоляция осужденного от общества сроком до 3 лет.

Дополнительно суд может лишить владельца и продавца, реализующего алкогольную продукцию незаконно, права заниматься определенной деятельность сроком до 3 лет.

Если производством и продажей такой продукции занималась организованная группа либо хозяин (владелец) магазина реализовывал алкогольную продукцию в особо крупном размере (свыше 1 миллиона рублей), тогда виновным будет грозить такое наказание:

  • денежное взыскание от 3 до 4 миллионов рублей;
  • привлечение человека к труду по постановлению суда сроком до 5 лет;
  • тюрьма сроком до 5 лет.
Читайте также:  Пенсия по потере кормильца с 1 апреля 2023 в Удмуртии

Когда торговля алкоголем будет являться нелегальной?

Еще в 1995 году был введен в действие Федеральный закон № 171, регулирующий отношения, связанные с производством и оборотом алкогольной продукции.

Согласно этому закону запрещается осуществлять продажу горячительных напитков в таких случаях:

  • в образовательных, спортивных учреждениях, во всех видах транспорта, в аэропортах, на вокзалах, в местах массового скопления людей во время проведения различных мероприятий, в нестационарных торговых объектах;
  • если алкогольная продукция продается несовершеннолетним лицам;
  • если продавец реализует алкогольную продукцию без лицензии, декларации соответствия или без маркировки;
  • если продажа горячительных напитков осуществляется без предоставления покупателю документа о наличии штрих-кода;
  • если продажа алкоголя осуществляется дистанционным способом;
  • если продавец реализует алкогольную продукцию в потребительской таре объемом больше 1,5 л;
  • с 23:00 до 8:00 по местному времени (п. 9 ФЗ № 171-ФЗ). А в некоторых областях это временное ограничение может изменяться, например, запрещается продажа алкоголя после 22 часов и до 10 часов в Псковской и Астраханской области и т. д.;
  • на конкретные праздники.

Ответственность за сбыт алкогольной продукции без лицензии

На основании нормативных положений статьи №14.17 (часть 3) КоАП физлица и предприниматели, занимающиеся сбытом спиртной продукции без соответствующего лицензирования, привлекаются к ответственности.

Объем санкций составляет 200-300 тыс. руб.

В случае установления факта об отсутствие сопроводительных документов на спиртное, весь товар подлежит конфискации полицией. Часть №2 этой статьи также указывает на грубые нарушения правил продажи алкогольной продукции без лицензии.

К примеру, к таким торговым предприятиям относятся те точки, которые предлагают клиентам напитки, изготовленные из суррогата. Подобные рестораны и места общепита продают потребителям товар, произведенным из технического спирта, где основной компонент, это денатурат.

На правительственном уровне было принято решение, вменять таким заведениям штрафные санкции в размере 150-200 тыс. рублей. При этом вся продукции, зафиксированная по статье №14.17 часть 2, подлежит изъятию.

Максимальные розничные цены на каждую пачку сигарет устанавливаются производителем табачной продукции. Максимальная розничная цена – цена, выше которой пачка сигарет не может быть реализована потребителям предприятиями или ИП, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли, общественного питания и сферы услуг.

Для должностных лиц: 50000 руб.

Для юридических лиц: 100000 руб.

Решение: наладить контроль и донести до ответственных сотрудников необходимость внимательно отнестись к реализации сигарет. Также возможна настройка запроса цены при продаже каждой продаже табачной продукции или выбор из списка.


Перспективы законодательства

Закон, ограничивающий продажу алкоголя, до сих пор является предметом самых жарких споров. В частности, предлагается целый ряд дополнений. Например, планируется потребовать, чтобы место, в котором ведется продажа, было строго стационарным, имело собственные складские помещения, принадлежало лицу, которое ведет торговлю, или же находилось в долгосрочной аренде. В качестве небольшого послабления предлагается уменьшить количество норм для тех магазинов, которые продают спиртное с крепостью не выше 12 градусов.

Также очень популярной поправкой является запрет на продажу алкогольных напитков в полуторалитровых бутылках из пластика. Это должно существенно ограничить возможность реализации пива, а также дешевого вина, коктейлей и слабоалкогольных напитков в больших объемах. Однако нужного количества голосов такой законопроект пока не набирает.

Понятие незаконной торговли

Каждый предприниматель, решающий осуществлять торговлю алкогольной продукцией, должен разобраться в требованиях законодательства относительно данной деятельности. Для этого учитываются положения ФЗ № 171. В этом нормативном акте указывается, при каких условиях деятельность признается незаконной. Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами или фирмами представлена в следующих видах:

  • продажа данной продукции без предварительной официальной регистрации в ФНС;
  • отсутствие лицензии на деятельность;
  • передача алкоголя несовершеннолетним покупателям;
  • продажа продукции в ночное время;
  • предложение напитков, имеющих поддельную акцизную марку;
  • ведение деятельности в нестационарных торговых точках.

Все вышеуказанные действия являются существенными нарушениями законодательства. Поэтому если они будут выявлены представителями надзорных государственных органов, то нарушитель будет привлечен к ответственности.

Куда жаловаться на незаконную торговлю алкоголем?

Обнаружив факт незаконной продажи алкоголя, необходимо поставить в известность контролирующие органы. К ним относятся:

  • Роспотребнадзор;
  • полиция;
  • прокуратура.

Заявление должно содержать следующие сведения:

  • личные данные заявителя;
  • подробное описание произошедшего (желательно подкрепить детализацию ссылками на действующие законодательные нормы);
  • данные организации, где произошло нарушение (название, адрес);
  • личные данные нарушителя (если они есть);
  • доказательства нарушения (например, чек на спиртное, в котором указано время, или фотография, где алкоголь продают подростку).

В завершении необходимо указать, каких действий заявитель ждет от надзорного органа (например, провести проверку) и указать контакты для обратной связи (электронную почту или почтовый адрес).

Удобнее всего отправить заявление через официальный сайт выбранного ведомства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *