Аналогичные рабочие места специальная оценка условий труда водителей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аналогичные рабочие места специальная оценка условий труда водителей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Общие принципы оценки условий труда водителя

В общем понимании, на водителя любого автотранспортного средства действуют следующие производственные факторы и факторы трудового процесса:

    шум;

    инфразвук;

    вибрация общая и локальная;

    недостаточная освещенность в кабине;

    вредные вещества в воздухе;

    параметры микроклимата в кабинет;

    тяжесть и напряженность труда.

Раньше, при аттестации рабочих мест (далее – АРМ), все эти факторы оценивались. Более того, риск за свою жизнь и других лиц в сочетании с характеристиками выполняемой работы приводили результаты оценки по напряженности труда к классу 3.2. Виброакустические факторы, в свою очередь, оценивались по жестким нормам (СН 2.2.4/2.1.8.562-96 и проч.) и также довольно часто в результате считались вредными.

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

  1. Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
  2. Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
  3. Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
  4. Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.

Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.

Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.

Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.

Соут водителя автомобиля

Инфо

Например, при занятости водителя управлением транспорта в течение 80 процентов времени в условиях превышения ПДУ однозначно будут установлены вредные условия труда. А если перегоны короткие и между ними есть перерыв на ожидание или погрузку, при небольшом превышении ПДУ возможно установить допустимые условия труда. В каких случаях нужно оценивать условия труда при смене автомобиля? Если водитель переходит на другой автомобиль, это означает замену оборудования и изменение условий труда.
В этом случае нужно провести внеплановую спецоценку. Если же водитель в течение года управляет разными автомобилями, работодатель должен четко определить их перечень. Например, в течение года водитель работает на Зил-130, Зил-131 и КАМАЗ. Это разные автомобили. Если все время работы взять за 100 процентов, то можно определить периоды управления каждым авто.

Читайте также:  Льготы для молодой семьи 2023 по ипотеке

Изменения в специальной оценке условий труда водителей

Важно

В связи с изменением законодательства и отменой аттестации рабочих мест в с начала 2014 года изменился и подход к проведению специальной оценки условий труда водителей автомобилей. Это, в первую очередь, можно связать в основном с принятием новой методики спецоценки, заменившей собой старый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Новшества в законодательстве и внесенные изменения в методике позволят большинству водителям, имевшим вредность при действующей аттестации, снизить её до допустимого уровня.

В первую очередь это связано с повышением допустимого уровня шума для легковых и грузовых автомобилей, и уравнением его с допустимым уровнем для спецтехники. Получается один и тот же фактор раньше оценивался по разному в зависимости от типа транспортного средства, теперь предельно допустимый уровень фактора шума привели к одному значению.

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей

Снип 12-03-2001. безопасность труда в строительстве. часть 1. общие требования Так, в соответствии со ст. Водителя лишили прав: действия работодателя Для водителей управляющих легковыми автомобилями может быть установлена ненормированная продолжительность рабочего дня. При этом график выхода в смены составляется с учетом нормальной продолжительности рабочей недели. Внимание ТК предусматривает, что время управления автомобилем не может составлять более 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов, при выходе в смену 2 раза в неделю, но не более 90 часов в неделю. Кроме того, согласно . 1 ст. Б.И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Также согласно ст.

Когда проводить специальную оценку условий труда

Результаты спецоценки, как и ранее проводившейся аттестации рабочих мест, действительны пять лет. Если работодатель уже проводил аттестацию рабочих мест до конца 2013 года, то пока не закончен срок ее действия, можно не проводить спецоценку этих мест. При этом по новым рабочим местам, дополнительно к аттестованным, это нужно будет сделать в течение полугода.

Если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест, то спецоценку можно провести поэтапно, главное, завершить ее не позднее 31 декабря 2018 года (ст. 27 (6) закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Правда, так долго тянуть с ее проведением можно только для тех рабочих мест, которые не являются «вредными» (не включены в списки № 1 и № 2 с досрочным назначением пенсии и не предполагают гарантии и компенсации за работу с вредными и опасными условиями).

Когда рабочие места для одинаковых должностей не будут признаны аналогичными?

  1. Некоторые рабочие места, занимаемые сотрудниками с одинаковыми должностями нельзя считать аналогичными.
  2. В штатный состав может входить пять менеджеров, выполняющих совершенно разные функции. Поэтому, подсчитывая аналогичные места при СОУТ, следует уточнить подразделения, возглавляемые этими менеджерами. Их рабочим местом может быть отдел по связям с общественностью, продаж или маркетинга, каждое из которых необходимо оценивать отдельно.

  3. Сменная работа является еще одним аспектом, усложняющим подсчет аналогичных рабочих мест при проведении СОУТ.
  4. 14 операторов предприятия задействовано в двухсменном режиме на линии разлива соков. Работодатель внес в список СОУТ три рабочих места. Но в одной смене трудится 7 операторов, поэтому в соответствии с признаками аналогии оценке подлежит два рабочих места, если операторы второй смены трудятся на одних и тех же, рабочих местах и выполняют на одинаковом оборудовании монотипные функции.

Что делать, чтобы сохранить вредный класс водителю?

Первое:

Уделите особое внимание оценке напряженности трудового процесса. Допустимый класс устанавливается при среднем количестве сигналов не более 175/час. Причем, по разным подсчетам, реальное значение данного показателя может варьироваться от 100 до 400 в час (в зависимости от региона, времени суток). Но очень важно понимать, что расчет идет в среднем за смену. Т.е. получив количество сигналов в час, его необходимо умножить на долю реального управления автомобиля в смену. И чем ниже эта доля, тем ниже итоговый класс. Таким образом, при идентификации, когда эксперты проверяющей лаборатории будут запрашивать документы о режиме труда и отдыха водителя, необходимо очень серьезно отнестись к этому вопросу. Предоставьте внутренний хронометраж, используйте тахографы для определения времени работы водителей Потому что итоговый класс будет зависеть даже не от оценки (цифры от региона к региону более-менее известны), а от количества часов управления в день.

Читайте также:  Кассовая дисциплина в 2023 году порядок ведения

Второе:

Вносите предложения в перечень факторов, подлежащих оценке при проведении СОУТ. Даже если экспертная организация говорит, что измерять тот или иной фактор нельзя, так как идентификация запрещает, обращайте их внимание на п. 9 приложения №1 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года, в котором говорится о том, что итоговый перечень вредных факторов, подлежащих оценке, формирует комиссия, а не эксперт. Один нюанс, перечень формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда. Поэтому, для обоснованное внесения, к примеру, виброакустического фактора в перечень необходимо: — учесть жалобы и предложения работников по идентификации на их рабочих местах вредных факторов; — проанализировать случаи установления проф. заболеваний у работников (для организаций с большим автопарком, тем более городского пассажирского транспорта это может быть очень актуально); — подкрепить свои умозаключения требованиями СП 4616-88 (к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся… санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Если раньше было 5 типов вибрации и 5 ПДУ, то сейчас один ПДУ для транспортной вибрации: по осям х и y – 120 дБ, по оси z – 115 дБ. Установить превышение ПДУ возможно только в ходе проведения замеров. Как оценивается длительность управления автомобилем? Длительность управления автомобилем может влиять на оценку такого фактора, как поза сидя.

Внимание

Она была введена впервые и характеризует тяжесть труда. Раньше нужно было выбрать позу водителя из трех вариантов: вынужденная, фиксированная или неудобная. Возникали разногласия – какую из трех поставить в карте аттестации рабочих мест.

Например, многие считали, что поза водителя фиксированная, потому что пятка его правой ноги находится на полу, а носок на педали акселератора. Кто-то считал позу вынужденной – кабина не позволяла применять другие позы. Кто-то – неудобной. На самом деле это обычная поза сидя. Для нее разработаны критерии оценки. В этой статье рассмотрим особенности проведения специальной оценки условий труда водителей автомобилей. В отличие от других часто встречающихся рабочих мест рабочее место водителя автомобиля отличается тем, что обычно большую часть времени сотрудник находится в движении, что накладывает свои особенности при анализе условий труда. Анализ рабочего процесса при проведении специальной оценки условий труда водителя автомобиля Во-первых, необходимо составить так называемую «фотографию рабочего дня». В неё заносятся среднестатистические значения времени, в процентах, в течение которого водитель находится в движении, то есть управляет транспортным средством.

Ошибки при выделении аналогичных мест при СОУТ и их последствия

СОУТ: специальная оценка условий труда

Зачастую выявлении аналогичных мест при СОУТ допускаются типичные ошибки.

  • Ошибка № 1. Согласно формуле, проверке подвергается 20 % рабочих мест. Если в офисе работают пять менеджеров по продажам, все они находятся в одном помещении, выполняют одинаковые обязанности, тогда они являются тождественными. Многие специалисты из пяти выбирают одного, (5 × 20 % = 1) соответственно формуле и посылают на СОУТ, забыв, что проверке подлежат два места.
  • Ошибка № 2. В одном кабинете работают сотрудники с различными должностями и обязанностями. Например, предприниматель объединил двух главных экономистов отдела и одного ведущего экономиста. У каждого из них есть персональный компьютер, на первый взгляд, они выполняют одни и те же функции. Некоторые специалисты ошибочно их приравнивают. Аналогичные рабочие места занимают два главных экономиста, а на ведущего должна заполняться отдельная карта.

Аналогичные рабочие места: выявление и оценка

Согласно части 6 статьи 9 федерального закона от 28.12.2013 г. &8470; 426-ФЗ для аналогичных рабочих мест выделяют признаки: «расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты».

Один из первых шагов спецоценки — это подготовка перечня рабочих мест и определение аналогичных. Верно определив количество аналогичных рабочих мест, компания сокращает расходы на проведение СОУТ до 80%. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% от общего числа таких мест (но не менее чем двух). Ее результаты применяются для всех аналогичных рабочих мест. Для них также заполняется одна карта СОУТ, разрабатывается единый перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Читайте также:  Увеличивается ли пенсия после 90 летнего возраста

Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке

В дополнительном соглашении указывается должность, которая будет выступать в качестве совмещения, дополнительные должностные обязанности, продолжительность совмещения и размер оплаты за дополнительную работу. Указывается возможность досрочного прекращения режима совмещения по инициативе работника. Оформляется только с согласия обеих сторон.

Образец допсоглашения к трудовому договору на совмещение должностей

Прописываются основания для продления, а также срок, на который это сделать необходимо. Следует учитывать, что при суммировании срока по основному договору и дополнительному соглашению он может превысить пять лет, что автоматически признает трудовой договор бессрочным.

Образец формы дополнительного соглашения к трудовому договору о продлении срока

В соглашение необходимо включить требование представить медицинскую справку о подтверждении беременности, если продление договора связано с ней.

Образец дополнительного соглашения к ТД о продлении срока по беременности сотрудницы

Специальная оценка условий труда водителей автомобилей может привести к сокращению количества льгот. Чтобы избежать этого — сохранить класс вредности, а с ним и объем компенсации — нужно выполнить следующие рекомендации:

  1. Внести предложения по коррекции перечня изучаемых факторов. Специалист экспертной организации может не учесть отдельные факторы, руководствуясь общим представлением об идентификации, однако в приложении к приказу Минтруда №31 от 2014 года есть конкретная информация, что конечный список факторов формируется комиссией работодателя, а не экспертом. Потому можно провести оценку тех воздействий, на которые жаловались работники, привлечь факторы, влияющие на развитие профессиональных заболеваний и дополнить предложение ссылкой на СП 4616-88.
  2. Если когда-либо проводилась АМР, следует проанализировать полученный результат. Если уже есть факторы, которым присваивался вредный класс, они должны учитываться и в процессе СОУТ.
  3. Оценить напряженность трудового процесса. В процессе идентификации, при анализе документов, касающихся режима труда и отдыха, нужно уделить внимание среднему количеству сигналов, как звуковых, так и световых, поступающих за час работы. Допустимое число 175 за час, но оно может достигать и четырехсот. Итоговый класс, присвоенный рабочему месту, будет зависеть от количества часов управления за смену.

Следуя таким рекомендациям, можно добиться сохранения вредного класса для сотрудников на водительской должности.

Подготовка карты осуществляется в несколько этапов:

  1. Определяется количество рабочих мест, которые подлежат оценке. Как правило, эту работу поручают провести отделу кадров.
  2. Составляется перечень рабочих мест, подписывается экспертами и утверждается руководством организации.
  3. Подготавливается распорядительный документ о проведении работы. Членами комиссии назначают специалистов предприятия, а председателем назначают руководителя объекта.
  4. Далее начинается работа экспертной комиссии совместно с руководящим составом.
  5. По результатам работы составляется карта. И так по каждому месту.
  6. Перечень объектов, на которых проведена спецоценка условий труда, также согласовывается со специалистами и утверждается руководством.

Перечень рабочих мест, которые подлежат СОУТ

Разработка и подготовка особой бумаги – перечня рабочих мест для спецоценки – область ответственности комиссии, которая формируется непосредственно на предприятии и занимается решением вопросов, касающихся СОУТ. Процедура разработки документа должна быть завершена до момента начала спецоценки; также она обязательно должна быть утверждена комиссией и специалистом от компании, привлеченной для осуществления оценки.

Здесь необходимо четко обозначить, какие именно рабочие места будут заявлены на спецоценку. Важно учитывать особенности таких мест и их специфику. Последняя в контексте процедуры предполагает учет особенностей конкретных разновидностей мест, принципа аналогичности. Последний применим к рабочим местам, где персонал в процессе осуществления деятельности применяет не отличающийся друг от друга инструмент, исполняет полностью подобные функции и т. п.

Аттестация рабочего места водителя, тракториста

Наша жизнь уже не представляется без наличия транспортных средств. На момент выпуска первых моделей автомобиля, транспорт считался роскошью. Сегодня это лишь средство комфортного передвижения. Он имеется у многих, и, иной раз, даже не в единственном экземпляре. С одной стороны, удобство, с другой – опасность, которая таит в себе открытая общедоступность в его эксплуатации. В данном случае подразумевается картина аварий. Порой, аварии случаются из-за неисправностей деталей. Подобные случаи можно предупредить с помощью регулярного проведения технических осмотров. А вот у специализированных водителей, которые являются работниками какой-либо организации и для которых транспортное средство считается рабочим местом, проследить подобные изменения и предупредить аварийные ситуации можно также с помощью проведения аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.). Благодаря АРМ удается установить, какие негативные факторы влияют на водителя в процессе трудовой деятельности, разработать методы по их устранению (если это возможно), установить медицинские осмотры, компенсации и льготы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *