Квалификационные требования для исполнения функционала провизора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Квалификационные требования для исполнения функционала провизора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На сегодняшний день понятие провизор объединяет в себе целый ряд различных специальностей. Так изготовление лекарственных препаратов, ложится на плечи провизоров -технологов, а за их качеством выпало следить провизорам – аналитикам.

Квалификационные характеристики: фармацевт

Специальность

Должность

Квалификационные требования

Фармация (фармацевт)

Младший фармацевт

Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Фармацевт

Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Старший фармацевт

Среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация» без предъявления требований к стажу работы.

Директор (заведующий, начальник) аптечной организации,

Заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации,

Заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами,

Заведующий (начальник)

Среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» и сертификат специалиста по специальности «Фармация», стаж работы не менее пяти лет.

Однако, это не все направления деятельности работников данной сферы:

  • Госпитальный провизор – закупает медикаменты для стационаров, доносит до медицинских работников сведения о новых лекарственных поступлениях и вместе с врачом оптимизирует лечение пациентов.
  • Клинический провизор – это специалист, обладающий всесторонними медицинскими знаниями, руководствуясь которыми, он может проконсультировать людей относительно приема лекарственных препаратов, приобретенных без рецепта.
  • Специалист по клиническим исследованиям – выполняет клиническое и доклиническое тестирование медикаментов в качестве помощника, реализовывает и планирует испытание лекарственных препаратов совместно с врачом.
  • Провизор-лаборант – специалист в сфере клинико-биологических научных разработок.
  • Агент медицинской фарм. компании – выполняет поставку медикаментов в аптеки и больницы, той фирмы, в которой он работает. Координирует и организовывает оптовую торговлю этих препаратов, организовывает конференции, посвященные данным медикаментам.

Профессия провизора относится к числу наиболее перспективных, в плане карьерного роста. Если сравнить фармацевта с провизором, то последний, может найти себя не только на поприще аналитика, но и технолога. Провизор может подняться по карьерной лестнице до должности заведующего аптеки или полностью заменить фармацевта. Известны случаи, что из-за нехватки персонала люди без высшего специального образования получали место директора аптеки.

Фармацевтический бизнес устроен таким образом, что через пару лет после окончания ВУЗа есть возможность утвердиться на вакансии заместителя директора крупной сети аптек. При желании карьеру можно построить довольно быстро.

Профессия провизор дает отличный старт и возможность повышения по карьерной лестнице.

Вместе с изменениями в новом приказе о квалификационных требованиях появились и новые недостатки. Теперь выпускники стоматологического факультета, которые не имеют послевузовского образования, работают в должности врача-стоматолога (хотя раньше работали в должности врача-стоматолога общей практики),однако по мнению некоторых специалистов такую должность можно давать только после ординатуры. Точно так же в должности провизора-технолога могут работать как молодые выпускники медицинского университета без последипломного образования, так и специалисты, которые прошли интернатуру или ординатуру. Что касается должности участкового терапевта, теперь ее могут занимать специалисты с различным уровнем квалификации:

  • Выпускники по специальности “Лечебное дело”;
  • Врачи, которые окончили ординатуру по терапии;
  • Врачи, которые окончили ординатуру по семейной медицине или общей врачебной практике.

В некоторых изменениях в квалификационных требованиях усматриваются явные противоречия. Согласно профессиональным стандартам (приказ №399н от 25 июня 2015 года), врачи, окончившие медико-профилактический факультет по соответствующей специальности (медико-профилактическое дело), могут работать по 18 медицинским специальностям. Однако в последнем приказе №328н указано всего две должности для выпускников медико-профилактического факультета. Это врач-эпидемиолог и врач по общей гигиене.

Определенные нестыковки имеются и у других специальностей – медицинская кибернетика, медицинская биохимия и медицинская биофизика.

Читайте также:  При рождении 3 ребенка что дают в 2023 году в Башкортостане

Как получить фармацевтическое образование?

Получить образование, дающее право на работу в аптеках и других фармацевтических организациях, можно как в высшем, так и в среднем учебном заведении.

В институте, академии или университете можно получить высшее образование по специальности «Фармация». Форма обучения – только очная (заочное обучение по специальности «Фармация» отменили с 2014 года). Время обучения – 5 лет.

Выпускник вуза получает возможность работать провизором (он же фармацевт высшей квалификационной категории), тогда как после среднего специального учебного заведения можно трудиться исключительно помощником провизора или фармацевтом.

Зато в колледж можно поступать как после 9-го, так и после 11 класса. Если школьник приходит после девятого класса, то обучение составляет четыре года, а если после одиннадцатого класса – три.

Существуют квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам (приказы Минздрава России от 08.10.2015 N 707н и от 10 февраля 2021 г. N 83н). Они предполагают дополнительное обучение специальности – специальные сертификационные курсы по программе послевузовского профессионального образования или обучение в интернатуре.

Есть ли перспективы у рэпов?

Параллельно с формированием фармырнка активно развивалось и продвижение препаратов с помощью медицинских представителей, но его инфляция произошла еще стремительнее. В конце 90-х, когда развалилась система последипломного образования, а на рынок стали массово выходить инновационные импортные препараты, дающие толчок к развитию новых методов лечения, рэпы были нужны как воздух. Именно от них рядовые и не очень врачи получали новую информацию, в которой были очень заинтересованы, работа была престижной и высокооплачиваемой. Поэтому в медпредставители шли кандидаты и доктора наук, на худой конец – врачи высокой квалификации. Но вначале 2000-х эта тенденция изменилась. Сначала сказали, что донести информацию вполне по силам рядовым врачам без регалий, а потом и вовсе все свелось к тому, что для ее популяризации совсем не обязательно быть врачом. Хороший продавец, читай – специалист по «впариванию» – легко справится с этой миссией. И рэпы, вооружившись планами продаж и методами втюхивания, положили начало деградации этого звена: во многих компаниях медпредставители превратились в разносчиков листовок. Только самые-самые инновационные компании сохранили у себя медпредов, способных действительно грамотно и профессионально выполнять поставленную задачу.

Вот и получается, что круг мест, куда бы реально мог уйти провизор и фармацевт из аптеки, сузился еще больше. Расставила свои акценты и ситуация с COVID-19. Ни для кого не секрет, что фармрынок упал, и это была первая эпидемия, при которой такое случилось. И он не просто упал, этот кризис носит структурный характер – он меняет модель бизнеса на этом рынке. Врачи уже адаптировались к дистанционному обучению. Когда начался локдаун, резко выросло количество различных вебинаров и онлайн-сессий, лекций и конференций, интерактивов. Они поняли как это удобно, и безвыходное положение стало мотиватором. Поэтому я думаю, что медпредставители – слабое звено, по которому и ударит эта реструктуризация: они практически утратят свое значение на рынке. С учетом того, сколько стоит этот инструмент, соотношение цена/польза очень сильно упадет.

Как получить сертификат провизора?

Здесь на помощь придёт применение приказа Минздравсоцразвития РФ от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях».

Решающее значение в получении нужного сертификата играет стаж непрерывной профессиональной деятельности по вновь получаемой специальности. Все зависит от того, сколько лет отработал фарм. работник по специальности: более 5 лет стажа или менее 5 лет. Согласно этому у специалистов есть 3 варианта получения сертификата:

Первый вариант: Если у работника стаж деятельности по специальности 10 лет и более, то он может пройти курсы повышения по любой форме обучения с нагрузкой от 100 до 500 часов.

Второй вариант: Если у специалиста стаж работы от 5 до 10 лет, то он должен пройти курсы профессиональной переподготовки объемом свыше 500 часов.

Третий вариант: Если нет 5 лет стажа, то здесь возможно только обучение в ординатуре. Касательно направления «Управление и экономика фармации», то тут нет требования к стажу и, согласно Приказу 707н, можно пройти курсы переподготовки.

Читайте также:  Обеспечение жильем молодых семей 2023 Екатеринбург

Описание

Обратите внимание! Трудовые функции младшего фармацевта включают: приёмку, фасовку, размещение и хранение лекарственных трав и изделий медицинского назначения. Младший фармацевт, в отличие от фармацевта, не проводит безрецептурный и рецептурный отпуск лекарственных препаратов и не занимается изготовлением лекарств.

Должность младшего фармацевта относится к категории младшего медицинского и фармацевтического персонала. Служащий работает в аптеке, где занимается приёмкой лекарственных и санитарно-гигиенических средств, лечебных трав, биологически активных добавок (БАДов), медицинских изделий. Младший фармацевт размещает товары на витринах и стеллажах, контролирует соблюдение сроков годности, сохранность упаковки и др., может производить отпуск продукции (медицинские изделия, предметы гигиены и санитарии, предметы ухода за больными) покупателям. Также он консультирует покупателей по поводу фармакологических свойств тех или иных растительных препаратов. Чтобы работать на этой должности, следует пройти курсы профобучения. Здесь вы познакомитесь с основами аптечной деятельности и требованиями в области санитарных норм в аптечных организациях, изучите медицинское товароведение, особенности приёма, хранения, размещения и отпуска товаров аптечного ассортимента.

Младший фармацевт несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. [Вписать нужное].

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Три шага к профессии фармацевта: что придется сдавать для аккредитации выпускникам медицинских вузов

По задумке разработчиков, первичная аккредитация студентов состоит из трех этапов: тестирования, проверки практических навыков в симулированных условиях и решения ситуационных задач. Перечень вопросов для аккредитации первого этапа опубликовали заранее, и у будущих фармацевтов была возможность потренироваться до наступления часа икс. Тест состоит из более чем 3 200 тестов, каждый из которых содержит 4 варианта ответа. Для удобства подготовки студентов во всех пунктах верный ответ разместили под буквой «А». Во время самой аккредитации подсказки, разумеется, исключены. На выполнение заданий дается 90 минут.

Успешно сдав тесты, студенты-фармацевты должны показать свое владение практическими навыками профессии. Для этого им необходимо правильно и последовательно выполнить 5 заданий (на каждое дается по 10 минут), которые случайно подбираются компьютером из базы. Всего таких заданий 245, их перечень также был опубликован заранее и не будет изменяться.

Всё это студентам предлагается делать не за партой, а на специальных станциях, имитирующих рабочие зоны аптеки, начиная с отдела приемки и заканчивая помещением для отпуска товаров и консультирования посетителей.

Наконец, третий этап первичной аккредитации предполагает решение ситуационных задач, или мини-кейсов. Здесь аккредитуемый получает 3 задания, которые содержат 5 вопросов, предусматривающих устный ответ. Каждая задача (всего их 236) моделирует определенную рабочую ситуацию и поведение в ней сотрудников аптеки. Вопросы могут быть направлены на обоснование этого поведения, указание свойств упомянутых в тексте ЛП, перечисление необходимой документации и другое. Для подготовки студентам дается час, для ответа — не более 30 минут.

Правильность выполнения выпускниками заданий на всех трех этапах оценивает специальная комиссия, состоящая из представителей профессиональных некоммерческих организаций, сотрудников региональных Минздравов или работодателей и, конечно, преподавателей образовательных учреждений. По словам Елены Неволиной, такой состав оптимален и позволяет каждому получить свое: работодатели видят уровень будущих кадров, а вузы — оценивают качество осуществляемой ими подготовки.

На случай если студент проваливает какой‑то из этапов, разработчики системы также предусмотрели механизм пересдачи. Как рассказала заведующая кафедрой управления и экономики фармации Новосибирского государственного медицинского университета Ирина Джупарова, у каждого выпускника есть несколько вариантов:

«Во-первых, ребятам дается по три попытки на каждый этап аккредитации: не сдал сегодня — можешь прийти завтра и послезавтра. И только если неудача постигла выпускника трижды на одной и той же ступени, он признается не прошедшим испытание. В таком случае пересдать можно будет лишь спустя 11 месяцев. Однако всё это время он сможет работать, правда, не провизором, а фармацевтом. Для этого нужно обратиться в специальную комиссию по допуску к фармдеятельности при вузе и, пройдя еще одну проверку знаний, получить разрешение. Кроме того, студент на любом этапе аккредитации имеет право не согласиться с решением комиссии и подать апелляцию на него».

Читайте также:  Ежегодный отпуск ветерану труда в 2023 Московская область

Критерии для первичной аккредитации фармацевтов

Разработка профстандарта «Фармацевт» считается одной из приоритетных задач для Национальной Фармацевтической Палаты. В нем уже выбраны функции, которые специалист, окончивший профильный ВУЗ, сможет выполнять самостоятельно без прохождения дополнительной подготовки.

Это и есть критерий для прохождения первичной аккредитации, совмещенной с итоговой процедурой аккредитации.

Функции, которые может выполнять выпускник фармацевтического ВУЗа после прохождения процедуры первичной аккредитации:

  • отпуск медикаментов (специалист должен знать тонкости реализации лекарственные средств и других товаров аптечного ассортимента);
  • проведение приемочного контроля (процесс тесно связан с понятием качества лекарственных препаратов);
  • хранение медикаментов в аптечной организации (процесс тесно связан с сохранением качества и эффективности лекарственных препаратов);
  • консультации как неотъемлемый элемент процесса реализации аптечной продукции (касается вопросов хранения лекарств в домашних условиях, выполнения правил их применения, особенностей лекарственного взаимодействия и др.);
  • изготовление лекарственных средств в условиях аптеки (по статистике Минздрава, в нашей стране порядка 8% аптек имеют статус производственных и занимаются самостоятельным изготовлением медикаментов).

Для выполнения вышеперечисленных функций не требуется никакого дополнительного послевузовского образования. Этими навыками должен обладать молодой специалист на этапе сдачи итоговых аттестационных экзаменов, частью которой и будет являться процедура первичной аккредитации.

Все эти знания, умения и трудовые действия фармацевт должен продемонстрировать при прохождении первичной аккредитации.

Квалификационные требования, пpофcтaндapт — замкнутый круг?

Как было отмечено выше, сегодня aктивно и поcтупaтельно пpоходит пpоцеcc гapмонизaции законодательства в сфере контpольной-нaдзоpной деятельности. Еcли говоpить о фapмaции, почему–то aнaлогичный пpоцеcc не коcнулcя pядa нaименовaний должноcтей, пpофеccий, cпециaльноcтей и квaлификaционных тpебовaний к ним. A в соответствующих НПА то и дело вcтpечaютcя «двойные пpочтения», дублиpовaние функций или же имеетcя масса вопросов в части их применения.

Тaкие «дублиpовaния» пpотивоpечaт новым тpебовaниям зaконодaтеля, ведь задача «pегулятоpной гильотины» — отcечь имеющиеся неясности и «двойные прочтения». Они отражается не только нa деятельноcти caмих aптек, но и вноcят опpеделенные тpудноcти пpи фоpмиpовaнии учебных пpогpaмм повышения квaлификaции для фapмaцевтов и провизоров.

Описание и характеристика профессии

Провизор и фармацевт – это люди, имеющие профильное медицинское образование и работающие в аптеках. Они занимаются отпуском лекарственных препаратов, консультируют покупателей в рамках своей профессиональной компетенции. Однако между ними есть существенное различие, о котором не знают многие пациенты.

Провизор – это специалист в области фармации, который имеет высшее медицинское образование. Он может работать не только в аптеке, но и в больнице, а также в профильных научно-исследовательских организациях.

Профессиональная деятельность провизора включает три направления:

  • консультативное (работа с пациентами и врачами);
  • практическое (изготовление рецептурных препаратов, реализация уже готовых лекарственных форм);
  • исследовательское (участие в клинических экспериментах, апробации медикаментозных средств и контроле их эффективности).

Не исключена также карьера управленца – например, заведующего аптекой.

Фармацевт же – это специалист со средним медицинским образованием, которое получают в колледже. Место его самостоятельной или в сотрудничестве с провизором работы – аптека. У него более узкий спектр профессиональных знаний и нет права занимать руководящие должности; его основная задача – реализация товаров лекарственного назначения.

Таким образом, разница между провизором и фармацевтом заключается в уровне профессионального образования. Стоит заметить, что она не всегда прослеживается в реальной аптечной практике, и даже уровень заработной платы у этих специалистов, если они заняты как первостольники (продавцы лекарств), может быть практически одинаковым. Но высшее образование все чаще требуется в вакансиях, поэтому у тех, кто получил диплом вуза, есть преимущество при трудоустройстве.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *