Кто возбуждает уголовные дела в отношении сотрудников полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто возбуждает уголовные дела в отношении сотрудников полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Отдельный протокол принятия устного заявления не составляется.

Комментарий к ст. 151 УПК РФ

1. Подследственность — это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (специально для данного случая — лат.), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. 381) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7). Так, на практике получило распространение нарушение подследственности по уголовным делам, возбуждаемым по ч. 1 ст. 228 УК. Настоящий Кодекс относит эти дела к компетенции органов госнаркоконтроля (п. 8 ч. 3 ст. 151), а расследуют их ОВД.

2. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида (признака) подследственности: предметную (родовую) — ст. 151 и территориальную (местную) — ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная или личная подследственность); б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность); в) исключительной компетенции органа уголовного преследования (универсальная подследственность).

3. Комментируемая статья регламентирует предметную подследственность и исключения из нее. Предметный признак подследственности выражен в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. О территориальной подследственности см. коммент. к ст. 152.

4. Если с точки зрения предметного признака по уголовному делу обязательно производство предварительного следствия (состав преступления не подпадает в перечень ч. 3 ст. 150 УПК), то в силу персонального признака следователи прокуратуры производят предварительное следствие по преступлениям, совершенным: а) лицами, обладающими служебным иммунитетом (см. ст. 447 УПК и коммент. к ст. 447); б) должностными лицами, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК правоохранительных органов; в) лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения.

Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ вне зависимости от квалификации преступления (даже если оно по квалификации относится к дознанию или к органам ФСБ) проводят предварительное следствие по преступлениям, совершенным в отношении лиц, указанных:

1) в подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их профессиональной деятельностью;

2) в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их служебной деятельностью. Об исключениях из персональной подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ см. коммент. к ч. 4 ст. 151.

5. Часть 3 комментируемой статьи допускает неоднозначное толкование подследственности органов госнаркоконтроля. Все преступления, отнесенные к их компетенции (п. 8 ч. 3 ст. 151), по буквальному смыслу п. 1 ч. 3 ст. 151 одновременно относятся к подследственности дознания ОВД. Причина такой неопределенности состоит в том, что Законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в часть 3 комментируемой статьи был введен п. 8, а в п. 1 соответствующие изменения не внесли. Данная неопределенность на практике может разрешаться двумя способами: либо с помощью коррекционного толкования п. 1 ч. 3 ст. 151, когда вместо слов «в пунктах 3 — 6» следует читать «в пунктах 3 — 8», либо с помощью аналогии с альтернативной подследственностью (о ней см. коммент. к ч. ч. 5 и 6 ст. 151): указанные в п. 8 ч. 3 ст. 151 преступления расследует тот орган, который их выявил и возбудил, а споры о подследственности разрешает прокурор.

6. Правом проводить дознание по соответствующему поручению прокурора наделены следователи органов Госнаркоконтроля по делам, отнесенным к «дознавательской» подследственности этих органов. Следователи ОВД в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ в п. 1 ч. 3 комментируемой статьи, утратили право проводить дознание.

7. Следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ производят дознание при соблюдении следующих условий: а) преступление совершено лицами, указанными в подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151; б) по предметному признаку это преступление относится к дознанию (указано в перечне ч. 3 ст. 150). Если преступление совершено в отношении этих лиц (обладающих служебным иммунитетом или являющихся военнослужащими или должностными лицами правоохранительных органов), то по данному преступлению обязательно производство предварительного следствия.

Порядок возбуждения уголовного дела

Возбуждение уголовного дела частного обвинения и частно-публичного обвинения

Как отмечалось выше, уголовные дела о преступлениях частного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя:

При этом уголовные дела в отношении конкретного лица возбуждаются путем подачи потерпевшим или его законным представителем заявления в мировой суд.

Однако если данные о лице, совершившем преступление потерпевшему не известны, то мировой судья отказывает в принятии заявления к своему производству и направляет указанное заявление руководителю следственного органа или начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о чем уведомляет лицо, подавшее заявление.

На практике граждане, в отношении которых совершены преступления «по горячим следам» обращаются с заявлением не в суд, а в органы полиции.

Далее события развиваются следующим образом. Сотрудник, осуществляющий предварительную проверку заявления, установив, что в действиях лица, в отношении которого оно подано, содержаться признаки состава преступления, передает материал проверки мировому судье судебного участка, на территории которого произошло преступление. Соответственно о принятом решении он должен уведомить заявителя.

Законодательством в качестве одного из основных направлений деятельности прокурора определен надзор за уголовно-процессуальной деятельностью правоохранительных органов на досудебном этапе уголовного процесса. Основные полномочия прокурора в этой сфере закреплены в нормах УПК РФ, в частности в ст. 37.

Пожалуй, самый значительный объем работы на этом направлении приходится на обеспечение законности и обоснованности принимаемых поднадзорными органами процессуальных решений. Это касается и решений о возбуждении уголовных дел и об отказе в их возбуждении.

В частности, сразу после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела его копия должна быть направлена прокурору. Он изучает этот документ, материалы проверки.

В случае если решение по итогам изучения он признает незаконным и необоснованным, он вправе в течение суток с момента получения материалов дела отменить его своим мотивированным постановлением.

Отменить возбуждение вправе руководитель следственного органа (если оно вынесено его подчиненным). Сроки для этого не установлены.

Прокурор наделен полномочиями не только для предотвращения незаконного возбуждения уголовных дел, но и для того, чтобы не допустить незаконного отказа в возбуждении дела и укрытия имевшего места преступления. В этом случае в определенном УПК РФ и ведомственными приказами порядке он может отменить незаконное постановление, которым в возбуждении дела отказано.

Обжалование постановления о возбуждении дела

Все действия и решения должностных лиц, вовлеченных в уголовный процесс на любой его стадии, могут быть обжалованы. В число таких решений входит и постановление о возбуждении уголовного дела.

Читайте также:  Пенсионное обеспечение многодетных матерей в 2023 году

Правом на обжалование наделены:

  • участники процесса (потерпевший, подозреваемый, их представители, защитник);
  • прочие лица, чьи интересы затрагивает возбуждение дела.

Жалобу на постановление о возбуждении возможно подать:

  • Прокурору или руководителю следователя, принявшего решение, в порядке ст. 124 УПК РФ. Срок рассмотрения в этом случае от 3 до 10 суток. Эти лица вправе сами отменить обжалуемое постановление, если сочтут доводы обоснованными, а постановление – незаконным. Решения по жалобе этих должностных лиц можно обжаловать их вышестоящим руководителям.
  • В суд, в порядке ст. 125 УПК РФ, срок для рассмотрения – 5 суток с поступления жалобы. Но суд сам не имеет права отменить решение. Если он расценит жалобу подлежащей удовлетворению, то обяжет уполномоченных лиц (прокурора или руководителя органа следствия) устранить допущенные нарушения. Срока для их устранения УПК не предусматривает. Решение по жалобе возможно обжаловать в апелляционном порядке.

Как узнать, возбуждено ли дело?

Нередко встречаются факты, когда о принятом по сообщению о преступлении решении уведомления заинтересованным лицам не поступают или попросту не направляются по какой-то причине.

В этом случае узнать, возбуждено ли дело, возможно в дежурной части правоохранительного органа или у должностного лица, ответственного за ведение книги регистрации/учета сообщений о преступлениях и происшествиях, по номеру КУСП, указанному в талоне-уведомлении, выданном при подаче заявления.

Если этого документа в распоряжении нет, можно обратиться письменно к надзирающему прокурору или руководителю подразделения правоохранительного органа, в котором проводилась проверка с жалобой на неуведомление о результатах проверки или с просьбой о сообщении ее результатов.

Какие дела подсудны мировому и районному суду

В соответствии со ст. 28 закона «О судебной системе…» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ мировой судья вправе самостоятельно рассматривать и дела. Сама же подсудность дел мировому судье в процессе обозначена в ст. 3 закона № 188-ФЗ, положение 31 УПК РФ. Закон ограничивается отсылкой к статям УПК, а они не только указывают на подсудность таким судьям преступлений частного обвинения (ч. 2 ст. 20) и преступлений частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20), наказание за которые не может превысить 3 лет лишения свободы, но и содержат список исключений — статей о преступлениях, которые, несмотря на небольшую тяжесть деяния, мировому судье не подсудны.

Ч. 1. ст. 31 УПК РФ содержит более двух десятков составов деяний небольшой степени тяжести, которые исключены из компетенции мировых судей. Во многом это связано с важностью общественных отношений, на которые посягает преступник, и сложностью разбирательства дел по этим составам.

Если необходимо рассмотреть правонарушение, в которое объединены несколько связанных преступлений (например, совершенных одной группой лиц), и одно или несколько из них подлежат рассмотрению в суде вышестоящей инстанции, то по правилам ст. 33 УПК РФ такое дело по всем эпизодам может быть передано в вышестоящий суд — для сохранения объективности и всестороннего рассмотрения.

Обратите внимание!Что касается территориальной подсудности преступлений, то она ограничена участком мирового судьи. При определении территории участка учитывается как административно-территориальное деление, так и численность населения.

Ч. 2 ст. 31 УПК обозначает подведомственность для районных судов (в городах, не предусматривающих деления на районы, их заменяют городские суды) путем изъятия из общей массы тех, что должны разбираться мировыми судьями, вышестоящим или военным судом.

Положение 30 УПК определило, в каком составе районный суд должен рассматривать иск. Анализ этой нормы позволяет сделать вывод о том, что большую часть дел судьи первой инстанции, включая районных, уполномочены рассматривать единолично. Пп. 2–4 ч. 2 ст. 30 содержат список исключений.

Так, рассматриваются коллегиально тремя судьями дела о преступлениях террористического характера. Кроме того, по заявлению подсудимого дела, подсудные районному суду, могут быть рассмотрены с участием суда присяжных.

Важно! Присяжные не могут участвовать в рассмотрении дел, касающихся сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, совершенного лицами, ранее осужденными за аналогичные преступления, а также дел по преступлениям против конституционного строя и безопасности. Это положение способствует неразглашению государственной и личной тайны.

Кто разрешает споры о подследственности уголовного дела?

Прокурор в уголовно-процессуальном кодексе (УПК)

Суть в распределении уголовных дел между компетентными инстанциями заключается в том, чтобы обеспечить максимально быстрое и эффективное разбирательство. В большинстве случаев под уголовным делопроизводством предполагают дела о кражах, убийствах, изнасилованиях и других преступлениях, направленных против человека и его свобод.

Важно!Рассмотрение осуществляется прокуратурой. Именно прокурор разрешает территориальным следственным органам завести дело и приступить к расследованию. Определение подследственности прокурором описано в комментариях к вышеупомянутой статье УПК России. Прокуратура также дает разрешение на инициацию апелляционного или кассационного судопроизводства.

Кто может инициировать возбуждение уголовного дела

По ст. 146 этим правом обладают строго определенные в законе лица.

Инициатор Категория дел
следователь по последовательности, категория – обязательность проведения предварительного следствия
дознаватель по последовательности, категория – предварительное расследование осуществляется в виде дознания
орган дознания по последовательности, передача дела дознавателю или следователю, срок передачи уг. дела – 10 суток
председатель СК, действующий при прокуратуре РФ уг.дела в отношении определенных лиц
руководитель СУ СК при прокуратуре РФ

Возбуждение уголовного дела: пособие для «чайников»

Любому расследованию – будь то дело о хищении миллиарда долларов или о простой карманной краже – предшествует этап, называемый стадией возбуждения уголовного дела. На первый взгляд, здесь нет ничего сложного: чтобы возбудили уголовное дело, достаточно сообщить «куда следует», а уж «компетентные органы» сами разберутся.

Голубев В.В.

Но глубоко заблуждается тот, кто так считает – действительность далека от идеала. Причем реального представления о ней не получишь, сколько бы ни прочитал детективов или даже специальной литературы.

Визит к Минотавру

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а автору с большим трудом удается представить себе человека, радостно спешащего на прием к прокурору или на допрос к следователю. Да и профессиональные сутяжники – это явление, пока не характерное для нашей страны.

Остальные всеми правдами и неправдами стараются по возможности избегать общения с отечественной правоохранительной системой. Но, с одной стороны, это иногда просто невозможно, о чем прекрасно знают предприниматели, которых постоянно посещают незваные гости из ОБЭП и ему подобных подразделений.

А при осуществлении, например, охранно-детективной деятельности или внешнеторговых сделок постоянный контакт с правоохранительными органами подразумевается изначально.

С другой стороны, сплошь и рядом возникают ситуации, когда человеку самому приходится обращаться в правоохранительные органы за помощью и защитой.

Но гражданин, выстрадавший заявление и принесший его в ближайшее отделение милиции, не застрахован от неожиданностей.

Прежде всего будет удивлен тот, кто наивно полагает, что в милиции его с распростертыми объятиями встретят идеальные сотрудники образца советского телесериала «Следствие ведут знатоки».

Не в меньшей мере заблуждаются и те, кто надеется увидеть там «Робокопа» или, например, слегка нетрезвых суперменов из бесконечных сериалов про «Ментов».

Нет, уважаемые, в «дежурке» вы увидите обычных людей, для которых вы сами, как и принесенное вами заявление, – это дополнительная работа, от выполнения или невыполнения которой размер зарплаты не зависит.

А потому бурной радости приход очередного заявителя обычно не вызывает.

Дальнейшие же события развиваются по сценарию, зависящему от порядочности и исполнительности сотрудника, к которому вы обращаетесь, а также от организации работы в данном конкретном подразделении.

«Это неправильно, – возможно, подумает читатель, которого Бог миловал от общения с нашими правоохранителями. – Не должно быть так, чтобы в каждом отделении к гражданам относились одинаково неприветливо. Ведь правоохранительные органы не частная лавочка, а существующая на средства налогоплательщиков государственная структура».

И хотя такое мнение вполне обоснованно, проблема приема обращений от граждан сотрудниками правоохранительных органов все же имеет место.

Причем ситуация настолько серьезна, что, несмотря на регулярно проводимые проверки и наказания нарушителей, факты «отфутболивания» заявителей или непринятия должных мер по обращениям граждан и организаций остаются обычным и широко распространенным явлением.

Читайте также:  Грант на развитие малого бизнеса в 2023 году

Общение с людьми, обращения которых в компетентные органы были проигнорированы адресатом, показывает, что многие из них убеждены в несовершенстве закона, регламентирующего процедуру разбирательства по обращениям граждан.

Но они заблуждаются – процедура прохождения обращения гражданина в любой правоохранительный орган и принятия по нему решения регламентированы законом довольно четко (имеется в виду заявление о преступлении и ином правонарушении).

Однако так уж повелось, что для любого чиновника, к числу которых относятся и сотрудники правоохранительных органов, на первом месте не закон, а инструкция, приказ.

Понимая эту российскую (и не только) специфику, руководители ряда правоохранительных органов в последнее время провели важную работу – издали соответствующие инструкции, регламентирующие каждый шаг чиновника, к которому с соответствующим заявлением обратился гражданин.

Ниже мы проанализируем некоторые из положений упомянутых инст­рукций и, поскольку читателям на практике может понадобиться более подробная информация, перечислим документы такого рода. Это:

  • приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, МЧС РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, Минэкономразвития РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений»;

Сроки ознакомления с материалами

Согласно УПК РФ рассматривается значимая для уголовного дела документация:

  • Постановление о начале уголовного делопроизводства. Данная стадия предполагает наличие подозреваемого, однако обвинения еще нет и требуется сбор доказательной базы.
  • Постановление о переводе подозреваемого в статус обвиняемого. На данной стадии разъясняются права и ответственность, проводится допрос, поскольку сотрудники следственного органа должны доказать факт совершения преступления конкретным гражданином.
  • Обвинительное заключение выступает ключевым документом, после чего обвиняемого должны ознакомить с материалами дела и зафиксировать данные действия в протоколе. Данный документ включает описательную и резолютивную части, также к нему прикладывается перечень граждан, требуемых для вызова на заседание по рассмотрению дела в суде. Прикладываются справки о вещдоках, наличии гражданского искового заявления, предпринятых мерах обеспечения данного иска, конфискации собственности, судебных затратах и прочем.

В связи с этим период ознакомления с материалами дела фактически не лимитирован.

Как обжаловать результаты доследственной проверки

Суть обжалования сводится к следующему:

  • необходимо узнать, какое решение по заявлению принято;
  • если оно не устраивает заявителя, нужно реализовать свое право на ознакомление с материалами проведения доследственной проверки, чтобы понять, по каким основаниям отказали в возбуждении уголовного дела;
  • написать жалобу в прокуратуру в порядке ст. 124 УПК РФ;
  • узнать, какое решение принято прокурором. Если им не был отменен отказ в возбуждении дела, можно обжаловать бездействие прокурора в вышестоящую прокуратуру или в суд. Если отказ был отменен – снова начать контролировать полноту проверки и, при необходимости, снова готовить жалобу.

В начале нашей статьи мы обращали внимание читателя, что желательно лично сдать в дежурную часть свое заявление о совершенном преступлении, чтобы знать номер регистрации в журнале сообщений о преступлениях (номер КУСП – Книги учета сообщений о преступлениях). Именно по этому номеру заявитель узнает, у какого конкретно должностного лица на рассмотрении находится сообщение, а также результат доследственной проверки. Для этого можно позвонить по телефону в дежурную часть, назвать свои данные (ФИО и место жительства), номер КУСП, дату обращения.

Узнав результат, можно подать заявление об ознакомлении с материалами:

Старшему участковому уполномоченному полиции
УМВД по г. Красноярску по Ленинскому району
Лебедеву А.Д.

от Матвеевой Людмилы Павловны,
проживающей по адресу
г. Красноярск, ул. Летняя, д. 30,
тел. 8933333

ХОДАТАЙСТВО
Об ознакомлении с материалами доследственной проверки
(образец)

21.11.2019 я обратилась с заявлением о совершенном хищении шин стоимостью 20000 рублей, зарегистрированом в КУСП под номером 34353/19.

На основании ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ,

ПРОШУ:

Предоставить возможность ознакомиться с материалами доследственной проверки по моему заявлению, а также сделать фотокопии.

Матвеева Л.П., число, подпись.

Обычно после поступления такого ходатайства участковый уполномоченный созванивается с заявителем и приглашает его в здание УМВД для ознакомления. После ознакомления (разрешено фотографировать или ксерокопировать за свой счет) заявитель ставит об этом отметку («ознакомился, копии сняты»). Если отказной материал уже был направлен в прокуратуру (обычно в течение 5 суток после вынесения постановления), то такое ходатайство можно направить в прокуратуру.

Ознакомившись с материалами и поняв, по каким основаниям было отказано в возбуждении уголовного дела, можно направить жалобу на постановление в прокуратуру района:

Прокурору Ленинского района
г. Красноярка
старшему советнику юстиции
Омарову Е.Д.
(сведения о должности и ФИО прокурора можно
получить на сайте или в приемной прокуратуры)

ЖАЛОБА
В порядке ст. 124 УПК РФ

21.11.2019 я обратилась в дежурную часть Ленинского отдела УМВД по г. Красноярску с заявлением о привлечении к уголовной ответственности виновных неизвестных мне лиц, которые 20.11.2019 похитили из моего гаража шины стоимостью 20000 рублей. Заявление было зарегистрировано в КУСП за номером 34353/19.

Процессуальная проверка проводилась участковым уполномоченным полиции Лебедевым А.Д., который 30.11.2019 принял решение об отказе в возбуждении уголовного дела по надуманным основаниям.

Так, участковым Лебедевым А.Д. в постановлении указано, что не опрошен мой брат Матвеев Р.П., а также то, что отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 158 УК РФ (кража).

Вместе с тем, проверка проведена неполно и поверхностно, постановление об отказе в возбуждении уголовного дела вынесено незаконно. Так, участковый не произвел осмотр места происшествия, не установил возможных очевидцев, подомовой обход им не проводился.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса РФ,

ПРОШУ:

Изучить отказной материал № 6767/19 по заявлению Матвеевой Л.П. №КУСП 34353/19.

Отменить постановление старшего участкового уполномоченного полиции Лебедева А.Д. об отказе в возбуждении уголовного дела от 30.11.2019 как незаконное.

Дать указания по проведению конкретных проверочных мероприятий и направить отказной материал на дополнительную проверку в УМВД для принятия обоснованного решения о возбуждении дела.

Матвеева Л.П., число, подпись

Жалоба может быть подана прокурору в любое время (срок законом не оговорен) и вне зависимости от того, находится ли отказной материал в прокуратуре или уже был направлен обратно в полицию (как вариант – еще не «дошел» до прокуратуры).

В любом случае, при поступлении жалобы на отказ в возбуждении прокурор вправе истребовать материал и изучить его. Срок рассмотрения жалобы – от 3-х до 10-ти дней. Если она будет признана обоснованной, прокурор вынесет то самое постановление об отмене, пример которого мы привели выше. Тогда материал направляется на дополнительную доследственную проверку, итогом которой часто становится постановление о возбуждении уголовного дела с последующим расследованием дела.

Если в удовлетворении жалобы отказано, то, как мы уже писали, можно обратиться в вышестоящую прокуратуру или в суд, приложив все документы, имеющие отношение к спорному вопросу. Подробнее об обжаловании отказа в возбуждении дела, в том числе в судебном порядке, можно прочитать .

Куприянова Вера Николаевна Ссылки на законодательные акты

  1. Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
  2. Статья 145 УПК РФ. Решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о преступлении

Игорь Каляпин, «Комитет против пыток»

Как у нас вообще расследуются такие дела, когда обвиняемыми бывают полицейские, насколько типично или нетипично дело ОП «Дальний»?

Давайте начнем с того, что у нас полицейские обвиняемыми не бывают — они не доходят до стадии предъявления обвинения. Органы Следственного комитета получают заявления о совершении преступления полицейскими и в 999 случаях из 1000 делают все, чтобы отказать в возбуждении уголовного дела, точнее, не делают ничего, чтобы его возбудить. Они просто не проводят так называемые проверочные мероприятия и через недельку выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. На этом все заканчивается. Могу попробовать привести статистику: на несколько сотен случаев возбуждается примерно одно дело. Причем, как показывает практика, когда наши обычные юристы, не обладающие полномочиями следователей, вступают в уголовный процесс, почти всегда эти постановления об отказе в возбуждении уголовного дела признаются незаконными. Поскольку выясняется, что органы Следственного комитета на самом деле никакой проверки не проводили и отказали в возбуждении уголовного дела просто так, совершенно ничего не проверяя. Это может происходить несколько раз подряд: суд или вышестоящая инстанция Следственного комитета, прокуратура могут неоднократно признавать эти отказные постановления незаконными — тем не менее Следственный комитет второй, третий, пятый, десятый раз будет опять и опять выносить эти отказные постановления, освобождая таким образом потенциальных подозреваемых — полицейских от возможности быть привлеченными к уголовной ответственности. То есть они не становятся даже подозреваемыми, даже расследование не начинается.

Читайте также:  Минимальная пенсия в России работающим пенсионерам в 2023 году

И в каких случаях реально добиться рассмотрения дела?

Если произошло очевидное убийство или человека как-то страшно искалечили, как этого несчастного Назарова в отделе «Дальний», и это вызвало огромный резонанс, и об этом стала говорить вся страна, вот тогда дело будет возбуждено и, может быть, оно дойдет до суда. Но даже и в этом случае может не дойти, потому что весь общественный резонанс, все охи и ахи — дело довольно скоротечное: обычно журналисты, общественность, политики интересуются таким делом месяц-два-три. В течение всего этого времени представители Следственного комитета, отвечающие за расследование этого дела, с серьезным видом, нахмурив брови, говорят: мы проводим оперативно-розыскную деятельность, мы устанавливаем причастных, мы устанавливаем виновных. Потом интерес гаснет, выслушивать эти мало что говорящие заклинания становится скучно, и как только Следственному комитету перестают задавать вопросы по этому делу (а за этим работники Следственных органов очень внимательно следят), как только вот этот шум и интерес стихает, они тут же его прекращают, выносят постановление о прекращении или о приостановлении. И выясняется потом, что никакого расследования они, на самом деле, не проводили, а только делали загадочные лица и говорили ритуальные фразы про следственно-оперативные мероприятия, про тайну следствия и так далее.

То есть это распространенная практика, когда дела закрывают уже на этапе следствия?

Совершенно верно. У нас доведено до суда семь или восемь десятков дел, но прежде чем дело доходит до суда, Следственный комитет по каким-то делам пять, по каким-то десять, по каким-то двадцать раз выносит постановление о прекращении дела. И если у потерпевшего нет толковых юристов — причем это должны быть не просто хорошие адвокаты, это должен быть юрист, который не просто с документами работает, это должен быть адвокат, который вместо следователя доказательства собирает, — то он не сможет самостоятельно ходить по судам и 10–20 раз подряд выигрывать жалобы у Следственного комитета, ему это просто не по силам. И все это затянется на годы, может занять и два, и три, и пять лет. А услуги грамотного адвоката стоят сумасшедших денег. Насколько я знаю, правозащитных организаций, которые умеют этим заниматься, в России единицы. Приходится признать, что граждане в этой ситуации беззащитны. Власть в лице Следственного комитета и Прокуратуры от полицейского произвола их не защищает совершенно. Это я могу сказать уверенно и за свои слова отвечаю.

Если дело все-таки доходит до суда, как часто выносятся оправдательные приговоры на уровне общей статистики по другим делам?

Я не хочу комментировать, насколько справедливы те приговоры, которые выносит суд. Я могу сказать, что представление о том, что суды всегда дают ментам мало, не совсем соответствует действительности. На мой взгляд, дело не в том, что им дают мало, проблема в том, что перед судом предстает один из тысячи. Я считаю приговоры сотрудникам отдела «Дальний» более или менее адекватными. Проблема в другом: таких истории, как в «Дальнем», в Российской Федерации сотни. С тех пор, как в отделе «Дальний» забили этого несчастного Назарова, десятки людей пострадали от аналогичных пыток. У нас в Нижнем Новгороде буквально на днях аналогичный случай произошел. Подозреваемому всякие предметы в задний проход затолкали — правда, он остался жив. Но он по-прежнему находится под стражей, его продолжают мучить, и если этого человека замучают насмерть, я сильно подозреваю, что дело до суда не дойдет. Скорее всего, оно даже не будет возбуждено. И вот таких случаев, когда сотрудники полиции, сотрудники ФСИН остаются безнаказанными, сотни.

В случае, если выносится обвинительный приговор, чаще суды приговаривают полицейских к реальным срокам или к условным, к большим или маленьким?

Наша организация занимается случаями применения пыток, поэтому в делах, которыми занимаемся мы, приговоры связаны с реальным лишением свободы, и, на мой взгляд, они чаще всего адекватные. Не всегда, но чаще всего. Еще раз хочу подчеркнуть, я бы не стал говорить о каком-то попустительстве со стороны судебной власти. Правильнее говорить о саботаже со стороны следственных органов, Следственного комитета.

Наказание за халатность должностного лица

В соответствии со статьей 293 УК РФ, виновному могут быть назначены следующие виды наказаний:

  • штраф в размере до 120000 рублей или обязательные работы на срок до 360 часов, а также исправительные работы на срок до 1 года – если причинен крупный ущерб (от 1500000 до 7500000 рублей);
  • штраф от 200000 до 500000 рублей, обязательные работы на срок до 480 часов или исправительные работа на срок до 2-х лет – если причинен особо крупный ущерб (от 7500000 рублей и более). Кроме того, судом может быть назначено и дополнительное наказание в виде лишения занимать определенные должности на срок до 3-х лет (например, если доказана халатность медицинских работников, может быть дополнительно назначен запрет заниматься врачебной деятельностью);
  • лишение свободы до 5-ти лет, если в результате халатных действий был причинен тяжкий вред здоровью или смерть человека. В таких случаях также может быть назначено наказание в виде запрета занимать должности;
  • лишение свободы до 7-ми лет, с дополнительным запретом занимать должности, если наступила смерть двух или более человек.

Согласитесь, наказание за халатное отношение к работе с последствиями нельзя назвать слишком суровым. Уголовное законодательство в целом ориентировано на применения к осужденному длительных сроков лишения свободы за дерзкие, опасные преступления умышленного характера. Последствия, возникающие вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, при отсутствии прямого желания причинить существенный вред или нанести крупный ущерб, влекут менее суровое наказание.

Следует знать и о сроках давности по халатности. Так, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если с момента наступления последствий прошло:

  • 2 года (по всем уголовным делам о халатности, кроме тех, когда наступила смерть человека или вред здоровью);
  • 6 лет по тем делам, где наступила смерть одного лица или причинен вред здоровью;
  • 10 лет по тем делам, где наступила смерть нескольких (двух и более) лиц.

Главные отличия дознавателя от следователя

Помимо уже упомянутого выше различия (заключающегося в сложности расследуемых ими дел), между дознавателем и следователем существует еще целый ряд важных отличий. Их краткий перечень выглядит следующим образом:

  • следователь имеет право забрать дело у дознавателя, а вот обратное — невозможно;
  • в отличие от следователя, вся деятельность которого заключается исключительно в проведении следственных действий по расследуемому делу, у дознавателя гораздо больше работы — он также должен участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях, осуществлять профилактику правонарушений и т. д.;
  • сроки ведения дознания и предварительного следствия (по делам, которые требуют такого следствия) также отличаются между собой — на предварительное следствие (а его могут проводить только следователи) дается максимум 10 дней, и оно не может быть продлено, на дознание отводится 30 суток, причем при необходимости его сроки могут быть пролонгированы.

В заключение данного раздела статьи, чтобы еще раз проиллюстрировать тот факт, что деятельность дознавателей отличается от работы следователей, можно упомянуть о том, что в системе органов внутренних дел России установлен даже отдельный праздник — День дознания МВД.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *